Белорусская либеральная «оппозиция» о приезде С.Кара-Мурзы в Минск.

.

Предлагаем нашим читателям ознакомиться с реакцией белорусской либеральной оппозиции на приезд С.Кара-Мурзы в Минск. Данная статья была опубликована в Минском аналитическом издании «Наше мнение» 12.04.2004

В конце минувшей недели в Минске появился известный российский политолог и философ-проповедник Сергей Кара-Мурза. Официальная версия приезда московского профессора в «Процветающую Беларусь» — чтение лекций перед студентами факультета международных отношений БГУ. Однако нет сомнений, что программа пребывания столь неоднозначной личности в столице Республики Беларусь гораздо шире «плодотворного» общения с будущими белорусскими дипломатами.

Между прочим, никого не удивило, что профессор нахваливал белорусский политический режим и одновременно посылал проклятья в адрес «российской шизофрении». Белорусские политические реалии его вполне устраивают.

Не вдаваясь в критику взглядов Сергея Георгиевича, стоит отметить, что для белорусского правящего режима профессор Кара-Мурза представляет поистине бесценную находку. Дело в том, что С. Кара-Мурза является ключевым звеном идейного направления, которое исключительно близко к мировоззрению официального Минска.

Между тем с идеологией у белорусских властей большие проблемы. Беда в том, что современная белорусская государственная идеология напоминает хилый скелет из идейных разнокалиберных отбросов, подобранных на идеологических свалках прошлого и даже позапрошлого столетия. Ничего нового в нашей национальной идеологии нет. Благодаря отлично смазанной государственной пропагандистской машине, белорусский народ и так прекрасно информирован о своей «богоизбранности», как, впрочем, и туркменский, корейский, зимбабвийский и многие другие народы мира. Эта болезнь рано или поздно проходит… Иногда, с помощью соседей…

Настоящая идеология должна рождаться в муках, в огне идеологической и информационной войн, в столкновении с грозными идеологическими противниками, а не под взглядом грозного «заказчика». А где солидных идеологических противников взять на наших песчаных почвах? Современная белорусская оппозиция не смогла родить нечто свое, специфическое, нестандартное, наиболее приспособленное для современной идеологической ситуации в Беларуси. В основном она использует традиционный набор идеологических догм, которые разделяет не только автор этих строк, но даже, естественно, в свою пользу и при известных идеологических извращениях, Александр Григорьевич. Это своеобразное идеологическое Lego, густо замешанное на классике либерализма и идей национального возрождения, имеет в своей основе 100% импорт (не будем же мы вдаваться в XVIII век).

Потрясти основы, выработанные в результате столетий борьбы за либеральную идею, официальный Минск явно не в силах. Нет у белорусских властей своих общепринятых всемирно известных классиков — разработчиков идеологической подоплеки «белорусской модели».

Сам глава государства вряд ли сподобится воевать с либерализмом. Для этого ему надо, как минимум, иметь за плечами собственное собрание сочинений томов в пятьдесят. Поэтому официальный Минск ничего, кроме ленивого побрехивания «P.S.», идеологическому врагу противопоставить не может.

Если не имеем своего идеологического костерка, то почему бы не погреться на чужом пожаре? В этом плане профессор Кара-Мурза являет собой испытанного ветерана идеологических «окопов», немало сделавший для подрыва корней классического либерализма в российской почве. Впрочем, Сергей Григорьевич всегда утверждал, что в России никогда и не было этих самых «корней», чем поразительно напоминает отдельные высказывания Я. Романчука. Это, конечно, можно было бы считать случайностью, если бы тема, которая их объединила, так не захватила штатных и внештатных белорусских «идеологов».

С момента появления в московской газете «Ведомости» статьи о судьбе российского либерализма, авторство которой приписано опальному олигарху М. Ходорковскому, белорусский официоз уподобился лысому грифу, регулярно прилетающему поклевать «комиссарского тела» «поверженного» либерального врага. Приученные все, что происходит в мире, а именно: сход лавин в Альпах, миграция арктических леммингов или драка в японском парламенте, трактовать в пользу правильности выбранного в 1994 году «курса», белорусские пропагандисты торопятся получить побольше идеологических дивидендов на стадии выработки окончательного сценария второго срока президентства В. Путина. Так что приезд в Минск профессора Кара-Мурзы оказался как никогда кстати.

«Благотворное» влияние идеолога «не очень образованных людей… крестьян, а также студентов» (двоечники!) сказалось почти мгновенно. Стоит только обратить внимание на статью Нины Шелдышевой «Манифест раскаявшегося олигарха», опубликованную 09.04.04 в печатном органе белорусского правительства — газете «Республика». Отвесив ритуальный поклон идеологическому «гуру» (С. Кара-Мурза), госпожа Шелдышева «победоносно» грозит «пальчиком»: «Белорусским либерал — и национал — демократам, критикующим Александра Лукашенко, остановившего победное шествие либерализма у белорусских границ, почитать эти откровения Михаила Ходорковского крайне полезно».

Почитали, даже перечитали. Ну и что? Откровения тюремного «сидельца» не дают никаких оснований белорусскому официозу в лице Н. Шелдышевой и печально известного Ю. Ледника («P.S.» БТ, 09.04.04), потирая руки в стиле «сколько веревочке не виться… », заявлять, что «можно поставить крест на идеях либерализма». За две недели радостных шаманских танцев белорусского официоза на «могиле» российских «либеральных реформ» определились основные «полезные советы», которые были извлечены из опыта кризиса российского либерализма. Список, между прочим, не длинный. Открывает его анафема российскому опыту приватизации. Затем следует критика рыночной российской экономики и либеральных российских реформ в целом. С удовлетворением констатируется усиление в РФ государственного регулирования экономики, что является признанием ошибочности ранее выбранного политического курса. В завершении списка мы найдем гимн всенародной благодарности власти, которая по примеру восточного соседа «прозорливо» не бросилась в «омут либеральных фантазий» и не позволила либералам «растащить» всенародное достояние, которое теперь уж точно достанется нашим «деткам» — БРСМовцам.

В данном случае трудно удержаться от «детских вопросов». В частности, было бы любопытно уяснить следующее: учитывая, что Минск преподносит письмо олигарха как своеобразный отчет о проделанной работе на либеральной ниве, то хотелось бы понять: либеральные взгляды являются генетической предрасположенностью российских олигархов или это приобретенное свойство? Проще говоря, насколько верно предположение, что подследственный СИЗО №4 является несомненным Апостолом российского либерализма?

Народившееся в середине 90-х годов племя российских олигархов долгое время было озабочено только расширением своих активов и выстраиванием вертикально интегрированных холдингов. Найти в этом «средневековье» первоначального накопления капитала среди постоянно враждующих между собой новых «князей» российской экономики «генераторов» либерализма было практически невозможно. Когда же произошла «смычка» олигархов с либерализмом? Она произошла тогда, когда встал вопрос о защите приватизированного имущества. Защита частной собственности — одна из основ либеральной идеологии. Вот только защищали эту собственность российские олигархи весьма своеобразно, зачастую одновременно финансируя как правый, так и левый политические фланги российского политического спектра, что произошло в очередной раз и на последних думских выборах.

Трудно понять, кого имеет в виду Михаил Борисович, говоря, что «те, кому судьбой и историей было доверено стать хранителем либеральных ценностей в нашей стране, со своей задачей не справились. Ныне мы должны признать это со всей откровенностью». Если он видит в роли «хранителей» господ Абрамовича, Аликперова, Дерипаску и даже Мордашова, то ему ли не знать, что даже консолидированная поддержка российских олигархов переизбрания на второй срок Б. Ельцина не проистекала из-за неукротимой приверженности вышеперечисленных уважаемых в обществе господ либеральным ценностям.

Если подразумевались иные «хранители», в частности бывшие лидеры СПС, то, при всех добрых чувствах к этим одержимым страстями людям, трудно представить их в столь библейской роли. Может быть, речь идет о «либеральных правителях», но к ним можно отнести только двоих — Е. Гайдара и А. Чубайса. Первый был у кормила власти почти год, второй периодически выныривал у «трона», чтобы в конце концов заняться делом на своем «свечном заводике». Если М. Ходорковский считает «либеральными правителями» господ Черномырдина и Примакова, то тогда с тем же успехом З.Позняка можно объявить русофилом. Но именно при Черномырдине и была создана империя «Юкос».

Если Михаил Борисович, опираясь на неплохо выстроенную систему поддержки развития гражданского общества в формате «Открытой России», сам себя считает хранителем «либеральных ценностей», то озвученная самокритика сродни скромному отказу от шапки Мономаха Борисом Годуновым, который, как мы помним по истории, все-таки дал себя уговорить и, буквально рыдая, взошел на престол. Большего политического удара по В. Путину, мгновенно превращающемуся в коварного тюремщика Апостола российского либерализма, и представить себе трудно.

Между тем «взяли» Михаила Борисовича Ходорковского за «дела давно минувших дней» — приватизацию. Бывший глава крупнейшей российской корпорации во многом олицетворяет специфический этап развития российского капитализма, который был непосредственно связан с итогами знаменитых приватизационных конкурсов. В рамках весьма несовершенных законов и явно заниженных цен (но не за 1 дойчмарку, как в бывшей ГДР) в России в период приватизации прошло 2100 приватизационных конкурсов. Из них 350 с течением времени были признаны недействительными (16%). Акции подлежали возврату в руки государства. Не вернули 1% акций. В принципе, за этот процент уже второе десятилетие и костерят почем зря идеолога российской приватизации — Анатолия Чубайса. Все остальное является ни чем иным, как мифом о «распроданной» Родине, так как изначально не ставилась задача насыщения бюджета деньгами от приватизации. Цели были более масштабные. Стратегические: приватизация должна была привести к скачку в эффективности менеджмента и потянуть за собой всю экономику и инфраструктуру. Тактические: на этапе формирования российского класса капиталистов не допустить продажу ресурсов страны за рубеж по дешевке. В большей степени это удалось.

Между прочим, даже белорусский президент не раз картинно поднимал руки к потолку, взывая: «Где же этот эффективный собственник?» Ищет, одним словом…

Тогда возникает второй попутный «детский» вопрос: «Можно ли отождествлять российский либерализм исключительно с олигархами?» Только частично. Олигархи подхватили либеральную идею тогда, когда она им понадобилась для использования в качестве щита от национально-классового наступления силовиков. Могла ли Россия вообще миновать олигархический этап своего развития? Нет, олигархия присуща не только определенному этапу капитализма. Ее корни, если использовать привычное классическое марксистское деление на социально-экономические формации, имеются как в феодальном обществе, так и в развитом социализме. На базе разрушенной социалистической системы управления появление ФПГ было неизбежно, так как они идеально приспособлены для деятельности в условиях, когда экономические отношения разрушеныобновляются, законодательные основы только закладываются, государство открыто жаждет поддержки от капитала, опасаясь почти неминуемого банкротства из-за разрушения налогооблагаемой базы.

Ссылка на основную публикацию