ЛОГИСТИКА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ФИРМЫ

О. В. Емельянова, О. В. Архипкии

Коммерческая логистика — проверенный и надежный способ удержать фирму на плаву в условиях несовершенной рыночной эконо­мики. Все же логистический подход не столь активно востребуется русским бизнесом, как хотелось бы.

Слово «логистика» заимствовано из французского языка и означает искусство перевозки, поставки и размещения воинских подразделений. В настоящее время логистика является системой, структура которой представлена такими функциональными областями, как запасы, ин­формация, складирование и складская обработка, транспортировка продукция и др. Однако в последнее время многие экономисты счита­ют. что логистика это скорее структура планирования, чем функция предпринимательства. То есть задача управления в области логистики связана не столько с управлением материальным потоком, сколько с обеспечением механизма разработки стратегий и задач для повседнев­ной деятельности предприятий. Поэтому мнение, что логистика выпол­няет исключительно транспортные функции, является ошибочным.

Потребителям выгодны такая организация работы поставщика, ко­торая обеспечит получение товара в нужное время, в нужном месте, в требуемом количестве и состоянии при наименьших затратах. Поэтому логистика канала сбыта получила в последние годы как перспективное средство повышения конкурентоспособности. Применение логистики, возможности которой только начали использовать, может обеспечить заметное повышение рентабельности предприятия. За счет новых тех­нологий управления распределением и движением товаров можно зна­чительно сократить расходы на распределение и содержание товарных запасов, сделав эти процессы более эффективными, повысить качество обслуживания покупателей, что в свою очередь позволит увеличить объем продаж.

Задачи логистики — сокращение сроком прохождения товаров по товаропроводящим каналам и минимизация затрат на всем пути движе­ния товарных потоков при максимальном уровне обслуживания по­средников и конечных потребителей. Те же задачи решает каждое зве­но — центральные, региональные, дистрибьюторские и дилерские скла­ды. Выполнение этих задач значительно повышает конкурентоспособ­ность предприятий — участников сбытового канала.

Значительное увеличение прибыли и сокращение расходов на со­держание товарных запасов может быть достигнуто за счет ускорения движения товара от поставщиков к конечному потребителю и оборачи­ваемости запасов на складах всех звеньев сбытового канала. Каждая функциональная область логистики (запасы, транспортировка, склади­рование и складская обработка, информация и др.) включает комплекс задач на каждом этапе технологического процесса.

Логистический способ принятия управленческих решений нужда­ется не в рекламе, а в популяризации, так как на Западе является при­вычной ежедневной практикой. В развитых капиталистических стра­нах, в более или менее сложной организационной структуре, непре­менно присутствует служба логистики. Функционирование последней обеспечивает фирме снижение только материальных затрат на 15-20%.

Лог истика вносит изменения в представления об экономике фирмы. Важная роль отводится руководителю финансовой службы, которому предстоит прочувствовать финансовый менеджмент. В процессе ком- плексмого внедрения логистики задача полной зафузки мощностей усту­пает место минимизации сроков прохождения оборотных средств через предприятие. Основываясь на строгих расчетах, логистика корректирует стратегию фирмы. Так недозагрузка мощностей может оказаться более вы­годной, нежели сбыт по заниженным ценам при отсутствии повышающего спроса на продукцию. Весьма сомнительными MOiyr оказаться затраты на сохранение сверхнормативных запасов готовой продукции.

Главная идея логистики состоит в том, чтобы все стадии производ­ства (добыча сырья, получение материалов, изделий, изготовление ко­нечной продукции), транспортировки и сбыта рассматривать как еди­ный и непрерывный процесс трансформации и движения продукта тру­да и связанной с ним информации. Становится очевидным, что ме­неджмент, маркетинг или логистика не принесут ожидаемых результа­тов, если не являются элементами деловой политики фирмы и не во­площаются в жизнь первым руководителем предприятия. Попытка по­экспериментировать и создать «новый мир» в одном взятом отделе — пустая затея. Новая идеология максимально эффективна тогда, когда положена в основу работы фирмы еще при закладке ее фундамента.

На сегодняшний день логистика востребована во всех ее проявле­ниях: как мышление, как концепция, как стратегическое планирование, как интегративная организация, как функциональный менеджмент, как ресурсосберегающий алгоритм ~ как системный фактор повышения конкурентоспособности экономического развития не только отдельных хозяйствующих субъектов, но и всей национальной экономики.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector