Актуальное исследование проблем индивидуального правового регулирования

В конце 2008 г. вышла в свет монография И.А. Минникеса, посвященная проблемам ин­дивидуального правового регулирования, ко­торая представляет несомненный интерес для специалистов как в области общей теории права, так и отраслевых юридических наук.

Понятие «индивидуальное правовое регу­лирование» долгое время не являлось обще­признанным и достаточно исследованным в российской юридической науке. Рецензируе­мая монография во многом восполняет суще­ствующий пробел. По сути, это первое моно­графическое исследование, посвященное это­му виду правового регулирования.

Автору удалось из отдельных, порой раз­розненных положений, ранее опубликованных в юридической литературе, выстроить строй­ную концепцию и предложить целый ряд но­вых идей, которые, думается, найдут отклик ученых, интересующихся проблемами право­вого регулирования. При этом автор коррект­но отмечает, что его работа носит поисковый характер и многие проблемы в ней скорее обо­значены, чем предложено их окончательное решение.

Монография написана с позиций юриди­ческого позитивизма, в чем ощущается влия­ние уральской школы теории права. Избран­ный подход не случаен, так как и предыдущие научные исследования И.А. Минникеса тяго­тели именно к этому научному направлению.

Следует отметить, что структура моногра­фии хорошо продумана. Автор совершенно обоснованно начинает исследование с того, что рассматривает становление и развитие ос­нов теории правового регулирования в трудах российских юристов конца XIX — начала XX в., а затем в советской и современной россий­ской юридической науке. При этом наблюда­ется очень бережное отношение к научному наследию тех ученых, которые занимались проблемой индивидуального правового регу­лирования до него. Прежде всего, это отно­сится к работам таких исследователей, как С.С. Алексеев, А.Ф. Черданцев, В.М. Горше — нев, Л.С. Явич, Ф.Н. Фаткуллин, В.Б. Исаков, Т.В. Кашанина, С.Г. Краснояружский и др.

Во второй главе «Индивидуальное право­вое регулирование: основные теоретические характеристики» содержится ряд положений, которые, как представляется, вызовут неодно­значную реакцию со стороны потенциальных оппонентов автора монографии.

Во-первых, это касается утверждения о том, что возможность субъекта действовать по своему усмотрению относится к факультатив­ным (необязательным) признакам индивиду­ального правового регулирования. Ранее в юридической науке преобладала другая пози­ция. Однако и подход И.А. Минникеса заслу­живает внимания — «когда в отношении кон­кретного лица правоприменительное решение выносится на основе императивной нормы, индивидуальное правовое регулирование име­ет место, а свобода усмотрения — нет». Во-вторых, рассматривая роль индивидуаль­ного правового акта в индивидуальном право­вом регулировании, автор говорит о том, что индивидуальный правовой акт относится к обязательным признакам индивидуального правового регулирования и, вместе с тем, ут­верждает, что в определенных случаях оформ­ление акта-документа не является обязатель­ным. Понятно, что он исходит из пред­ложенного в свое время С.С. Алексеевым де­ления правовых актов на акты-действия и ак­ты-документы. Но в данном случае, как пред­ставляется, необходима более развернутая ар­гументация своей позиции.

Описывая виды индивидуального право­вого регулирования, автор берет за основу уже существующую классификацию (Т.В. Кашанина, А.Ф. Черданцев) и приводит достаточно убедительные примеры из отраслевого россий­ского законодательства, относящиеся к авто­номному, координационному (договорному) и субординационному (правоприменительному) индивидуальному правовому регулированию.

Думается, что большой интерес и неодно­значную реакцию ученых вызовет четвертая гла­ва, посвященная взаимодействию нормативного и индивидуального правового регулирования.

И.А. Минникес предлагает новое для тео­рии права понятие — «правовая персонифика­ция», которая выполняет роль переходного звена от нормативного правового регулирова­ния к индивидуальному. Под этим автор пони­мает закрепление на нормативном уровне осо­бенностей субъекта или характерных особен­ностей ситуации, которые являются юридичес­ки значимыми для урегулирования конкретной ситуации в индивидуальном порядке.

Казалось бы, зачем вводить новое понятие, когда существуют такие как «конкретизация»,
«детализация», «дифференциация» и т. п. Од­нако, внимательно проанализировав тенден­ции, уровни и критерии правовой персонифи­кации, автор убеждает в правомерности суще­ствования этого понятия.

Показывая место индивидуального право­вого регулирования в механизме правового ре­гулирования, автор останавливается только на двух аспектах — индивидуальное правовое ре­гулирование на стадии создания правовой нормы и в правотворческой деятельности, а также индивидуальное правовое регулирова­ние и применение права.

В первом случае наибольший интерес вы­зывают рассуждения автора о возможности или невозможности существования индивиду­альной нормы и неоднозначности этой про­блемы, во втором — исследова­ние с позиций индивидуального правового ре­гулирования усмотрения в правоприменитель­ной деятельности и правоприменительной ошибки.

Остается только выразить сожаление, что вне рамок исследования остались такие вопро­сы, как роль индивидуального правового регули­рования в правовом отношении и значение ин­дивидуального правового регулирования в про­цессе толкования права. В интерпретации авто­ра они могли бы представлять большой интерес.

Налицо практическая значимость пред­принятого исследования. Работа издана Ир­кутским областным государственным научно- исследовательским учреждением «Институт законодательства и правовой информации». Это предопределяет тот факт, что в моногра­фии дан анализ некоторых разработок инсти­тута по созданию и совершенствованию реги­онального законодательства — проекта нового Устава Иркутской области, модельного закона «О правовых актах субъекта Российской Феде­рации и правотворческой деятельности в субъ­екте Российской Федерации» и др. Кроме то­го, в ней сформулировано несколько обосно­ванных предложений по совершенствованию действующего российского законодательства. При этом автор демонстрирует глубокое зна­ние отраслевого законодательства и практики его применения.

В заключение необходимо отметить, что монография И.А. Минникеса представляет со­бой оригинальное, творческое исследование малоизученной проблемы и вносит весомый вклад в развитие теории правового регулиро­вания и общей теории права в целом.

Российское мунииипальное право: отрасль, наука, учебная дисииплина

Вопросы муниципального права не теря­ют своей актуальности на современном этапе развития юридической науки. Продолжающа­яся реформа местного самоуправления, поиск законодателем наиболее оптимальных спосо­бов (схем) правого регулирования муници­пальных отношений ставят перед исследова­телями новые задачи по научному осмысле­нию возникающих в сфере муниципальной самоорганизации населения проблем. Извест­ная нестабильность федерального законода­тельства, определяющего основные принципы и начала организации местного самоуправле­ния, обусловленная перманентным корректи­рованием Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Феде­рации» (далее — Федеральный закон о мест­ном самоуправлении), неизбежно порождает дополнительные сложности в и без того не­простом процессе построения эффективной, функциональной и отвечающей интересам местного населения системы муниципальной власти. В этой связи появление курса лекций по муниципальному праву России, подготов­ленного Е.И. Колюшиным, имеющим вну­шительный опыт не только научно-препода­вательской работы, но и бесценной практики непосредственного участия в разработке мно­гих законов СССР и Российской Федерации, безусловно, представляет особый интерес.

Формат лекционного курса неизбежно ставит перед любым автором задачу в доста­точно сжатой, но, тем не менее, емкой форме изложить прежде всего концептуальные поло­жения науки муниципального права, осветить основополагающие вопросы, связанные с осу­ществлением местного самоуправления в Рос­сийской Федерации. Вместе с тем, учитывая, что подобного рода работы используются для преподавания соответствующей дисциплины студентам высших учебных заведений и вос­требованы аспирантами и молодыми учеными, к их содержанию объективно предъявляются повышенные требования с точки зрения аргу­ментированности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector