ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ КУБЫ И США

Филаткина Г. С.

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, факультет журналистики, Москва, Россия

В 1950-е И 2000-е гг.

Вмешательство США во внутренние дела латиноамериканских стран — факт широко известный и вызывающий осуждение подавляющего большинства стран мирового сообщества. Латиноамериканские страны раньше всех в мире, ещё со времён «доктрины Монро», были вовлечены в тесное взаимодействие с США. Они длительное время оставались первичным объектом сферы их национальных интересов.

Важнейшая составная часть пропагандистской деятельности США, направленной против стран Латинской Америки, — использование печати, радио и телевидения для формирования общественного мнения, сознания, психологии латиноамериканцев.

Куба на протяжении вот уже полувека выступает полюсом политической, экономической, культурной альтернативы Соединенным Штатам в регионе. Именно поэтому она изо дня в день подвергается преследованиям со стороны США.

Два важнейших периода информационного противостояния между Кубой и Соединенными Штатами, 1950-е и 2000-е гг., выбраны не случайно. Во-первых, 1950-е гг. — время коренного переустройства политической системы Кубы, роста национального самосознания кубинцев. Во-вторых, именно с середины прошлого столетия информационное противостояние между двумя странами достигает предела, и в этих условиях кубинская журналистика укрепляет свои позиции, развиваясь независимо от американских монополий. В-третьих, в ходе упорного противостояния насаждению американских ценностей и образа жизни кубинская журналистика выработала те качества, которые позволяют ей в настоящее время раскрывать свой национальный характер, можно сказать, колорит, гораздо в большей степени, чем в годы развития Кубы под фактическим протекторатом США. Вместе с тем в кубинской журналистике заметна тенденция быть открытой для диалога со всеми партнерами, желающими взаимовыгодного сотрудничества с Кубой.

В 1950-е гг. кубинская печать являлась послушной марионеткой в руках монополий США. Основание газет, журналов, радиостанций требовало крупных капиталовложений для приобретения типографских машин, оборудования, бумаги. И североамериканские журналисты не скупились на средства, чтобы создать прессу, пропагандирующую их политику и торгово-промышленную деятельность. Реклама американских товаров занимала наибольшую площадь в кубинских газетах, национальных только по названиям и языку. Сенсации, о которых печатали в газетах, служили одновременно целям отвлечения масс от острых социальных проблем. «Diario de la Marina», «Avance», «Prensa Libre», «Information», «Excelsior», «La Prensa», издаваясь в десятках тысяч экземпляров, вели активную проамериканскую пропаганду.

В период правления Фульхенсио Батисты национальные журналы вытеснялись потоком издающихся на испанском языке американских журналов, которые проповедовали идеологию антикоммунизма. Так, например, ежемесячник «Selecciones», ярко иллюстрированный, печатавшийся на бумаге превосходного качества, лживо писал о мировых событиях, клеветал на СССР и другие страны, фальсифицировал историю и культуру Кубы и других стран Латинской Америки и в то же время был полон восхвалений в адрес американских государственных деятелей. Журнал «Vicion» был непосредственно связан с государственным департаментом США. Эти журналы представляли североамериканцев как людей, способных совершать самые невероятные и благородные подвиги, как высших существ, помазанных божественным благословением доллара. Кубинская кинопромышленность тоже находилась в сильной зависимости от североамериканского континента. Американские монополии использовали Кубу как рынок сбыта худших произведений Голливуда. Особенно пагубным было то, что на комиксах и голливудских фильмах воспитывалось подрастающее поколение страны.

Период правления Батисты не мог не вызвать появления широкой массовой оппозиции на Кубе. «Движение 26 июля», возглавленное Фиделем Кастро, привело к революции, свергнувшей Батисту.

С конца 1950-х гг. США начинают вести психологическую войну, операции которой прямо или косвенно были направлены против Кубы. Психологическая война, по определению Г. Г. Почепцова, «это воздействие на общественное сознание таким образом, чтобы управлять людьми и заставить их действовать против своих интересов» [1, 123].

Психологическая война сконцентрировала все формы пропаганды США, направленной против Кубы. Главная задача организаторов психологической войны заключалась в том, чтобы сохранить традиционную зависимость Кубы от США. Американские средства массовой информации представляли в искаженном виде происходящие на Кубе события и существующие в стране порядки. Эта пропаганда была направлена на маскировку антикубинских операций США и дезориентацию общественного мнения. Для ведения «черной» пропаганды, т.е. пропаганды, диверсионный характер которой завуалирован таким образом, чтобы фабрикуемые сообщения приписывались лицам или группам в той аудитории, на которую ведется пропаганда, использовались многочисленные радиостанции как в самих США, так и в ряде латиноамериканских стран.

Ответным шагом кубинцев и других латиноамериканцев стало создание 16 июня 1959 г. латиноамериканского агентства печати «Prensa Latina», явившегося альтернативой американским пропагандистским ведомствам. Важной темой для деятельности агентства стало движение неприсоединения, разъяснение его целей и идей в противовес американским агентствам, ведущим пропаганду, направленную на раскол этого движения.

За последнее десятилетие на Кубе произошли значительные перемены. 19 февраля 2008 г. кубинский лидер Фидель Кастро ушел в отставку. На пост главы Госсовета и Верховным главнокомандующим избран брат Фиделя Рауль Кастро. США теперь с удвоенным вниманием следят за ситуацией на Кубе и рассчитывают, что уход с политической арены Фиделя Кастро будет способствовать падению недружественного Вашингтону режима, существующего с 1959 г.

Однако Фидель, оставив пост главнокомандующего, не отошел от политических дел. Он продолжает принимать политических лидеров различных государств, а также вносит свой вклад в развитие кубинской журналистики. С марта 2007 г. он пишет статьи для официальной газеты «Granma» в колонку под названием «Размышления верховного главнокомандующего» («Reflexiones del compañero Fidel»).

Современные формы информационного противостояния Кубы и США включают вербальные (текст) и невербальные средства воздействия (видеоряд). Вместе с эмоционально-оценочной лексикой обновленных политических и военных эвфемизмов и слов-прикрытий, являющихся одними из самых действенных средств речевого воздействия для сокрытия и смягчения информации о военных и экономических вмешательствах, активно используются прежде всего вербальные средства воздействия.

Сегодня кубинские СМИ в меньшей степени зависимы от американских монополий, чем полвека назад. Однако по местным государственным телеканалам до сих пор «крутят» американские фильмы с испанскими субтитрами. Зачастую фильмы отбираются по «коммунистическим» признакам: в них должны пропагандироваться работа в команде, социальное равенство, солидарность. Из Флориды на Кубу регулярно ведутся трансляции передач, активно пропагандирующих американский образ жизни.

Кубинская журналистика сталкивается с немалыми проблемами, в частности с труднодоступностью интернета, что не позволяет развивать альтернативные источники информации. Официально страна была подключена к нему только в 1996 г. Причем доступ в интернет на Кубе строго лимитирован. С января 2004 г. кубинские власти усилили контроль над частным доступом в интернет, что делает выход во всемирную сеть с помощью обычных телефонных линий почти невозможным. Пользоваться интернетом могут лишь избранные, и то ограниченно и при наличии важного предлога. Кроме того, для выхода в Сеть необходимо получить разрешение центральных властей. За получение по электронной почте письма с «антигосударственными» высказываниями можно угодить в тюрьму. Ведь правильной на Кубе считается лишь одна точка зрения, та, которую несет в массы единственная партия страны — Partido Comunista de Cuba.

Официальная причина слабой распространенности интернета на Кубе экономическая. Американская блокада заставляет экономить средства, используя всего один спутниковый канал и экономно распределяя его пропускную способность. Барак Обама, еще будучи кандидатом на выборах в сенат в 2003 г., выступал за снятие торгового эмбарго с Кубы, по причине которого кубинские СМИ сталкиваются с еще одной проблемой — дефицитом бумаги. В связи с этим многие кубинские печатные издания либо прекратили свое существование, либо перешли с ежедневного издания на еженедельное. В результате образовался «вакуум», нехватка качественных изданий. Кроме того, дефицит бумаги привел к отсутствию конкуренции как за качество газет, так и за качество подаваемой информации.

Однако, несмотря на то, что США продолжают проводить политику изоляции Кубы во всем Западном полушарии, Остров Свободы старается налаживать торгово-экономические отношения с другими странами. Коммерческая жизнь на острове не прекращается. Об этом свидетельствует появление такой газеты, как «Negocios en Cuba» («Коммерция на Кубе», употребляемый предлог en подчеркивает активность страны в международной торговле рельефнее, чем это было бы при употреблении допустимых здесь предлогов con или de). Куба таким образом стремится обеспечить вехи для будущей интеграции — создать панораму стран региона, узнать положение дел в различных отраслях экономики, цены в них, что прежде порой было весьма рискованно сделать.

Серьезные изменения происходят и с самой системой кубинских СМИ. Утверждение национальной независимости, поддержка единства людей и рост внимания к каждому человеку — основные ценности, к которым постоянно апеллирует кубинская журналистика. Аналитическая журналистика, опора на вербальные СМИ, функциональное разделение труда между печатными и радиоэлектронными СМИ вместо их конкуренции — основные ее материальные черты. Кубинская печать последовательно служит обеспечению кубинского суверенитета, сохранению позиции неприсоединения, неподчинения позиции властных органов США. Активно обсуждается вопрос профессиональной подготовки журналистов.

Таким образом, кубинская журналистика, как свидетельствует и история ее становления, и ее современность, — это журналистика постоянного информационного противостояния США. Опыт Кубы показывает, сколь важна для стран Латинской Америки и всего «третьего мира» борьба за новый мировой экономический порядок, потому что именно она может привести к созданию условий для подлинной независимости и суверенитета, включая право, и не только право, а объективную возможность осуществлять социальные перемены. Эта борьба неразрывно связана со жгучими проблемами, волнующими ныне все человечество.

Литература

  1. Почепцов Г. Г. Информационные войны. — М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 2000.
  2. Сударев В. П. США и «левый поворот» в Латинской Америке // Латинская Америка, № 5 (392), 2007. — С. 4-16.
  3. Трушин А. На Кубе все спокойно: у власти Рауль, а значит Фидель // Эхо планеты, № 32-33 (955-956), 2006. — С. 18-20.
  4. Хачатуров К. А. Идеологическая экспансия США в Латинской Америке. Доктрины, формы и методы пропаганды США. — М.: Междунар. отношения, 1978.
  5. Fidel Castro Ruz. El único perdedor // Granma, número 58, 2008. — P. 2.
  6. Ramón Sánchez-Parodi Montoto. La hora de los «patricios» y del «batir de tambores» // Granma, número 60, 2008. — P. 5.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector