ОСОБЕННОСТИ ЯПОНСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Т.В. Аглиулина, Т.А. Малетина

Японский монополистический капитал во все времена своего функционирования уделял большое внимание вопросам управления, видя в нем основной резерв развития экономики. Послевоенный период характеризуется широким освоением американских методов управления, а также самостоятельной разработкой управленческих методов. Подход правящего класса Японии к задачам совершенствования управления постоянно характеризуется ориентацией на долгосрочную перспективу — еще в 60-е годы японские специалисты утверждали, что «современное капиталистическое общество пришло от стадии конкуренции в финансовой и технической области к новой, решающей стадии, к способности эффективно управлять».

Особое место управления в японской экономической системе обусловлено тем, что именно оно обеспечивает связность экономики Японии в такой мере, что на нее смотрят как на единую гигантскую корпорацию.

Основные характеристики стратегии управления японских фирм сводятся к следующему: ориентации на изменения как во внешней среде, так и внутри фирмы; ориентации на внешнюю среду и на место в этой среде; учету и использованию всех возможностей для выживания и увеличения своей роли в изменяющемся мире в длительной перспективе; выделению в качестве основы выживания человеческих ресурсов, их интеллектуального потенциала и развивающихся технологий.

В традиционной организации каждый ее член прежде всего должен конкурировать со всеми другими и защищать себя от них и как личность, и как член функциональной группы. Поощрения в виде продвижения по службе и привилегий тому, кто является «человеком игры», кто хорошо усвоил стиль и правила общения в организации.

Основа японского менеджмента — это управление людьми, человеческими ресурсами. В противоположность широко распространенному термину «управление кадрами» японские специалисты по управлению предпочитают термин «управление людьми», подчеркивая этим необходимость всей гаммы воздействий на персонал фирмы, включая основанные на глубоком понимании человеческой психологии социально-психологические методы.

Основной чертой и особенностью японского менеджмента является то, что управление фирмы строится в зависимости от возможностей человека, а не машины или производственных функции. Это особенность японского управления стала основополагающей.

Система образования и воспитания ориентирована на формирование не специалиста, а человека с определенными моральными качества, определенным поведением и широким спектром знаний.

Что касается подготовки руководящего состава японской фирмы, то здесь применятся широкий спектр направлений его подготовки: правильное определение целей и стратегий фирмы, методы принятия эффективных управленческих решений, глубокое изучение теорий управления и методов работы с подчиненными, изучение социальных аспектов управления и человеческих отношении.

Эффективность кадровой работы дополняется основанной на тонком и глубоком понимании человеческой психологии социальной политики фирмы.

Руководство фирмы по отношению к рабочему выполняет роль «крестного отца» — оно гарантирует ему работу и заботится о нем. Это единство усиливается господствующей философии группы и группового поведения, основой которой, в свою очередь, являются природные особенности Японии.

Успехи Японии в решении проблемы высокого качества общеизвестны. К концу 70-х годов Япония стала мировым лидером по качеству таких товаров массового спроса, как автомобили, телевизоры, копировальная, фото- и кинотехника, интегральные схемы, бытовая электротехника и электроника. Как следствие этого, и в количественном отношении японские товары на мировом рынке занимают внушительные объемы. В настоящее время Япония продолжает теснить своих американских и западноевропейских конкурентов на мировом рынке.

Содержательный анализ японской системы управления качеством позволяет сделать вывод, что в ней нет принципиально новых элементов, бесспорный приоритет в разработке которой принадлежит американским ученым Л. Феигенбауму, Дж. Джураны, Ф. Кроби. Эта система хорошо усвоена японскими менеджерами.

Бесспорным остается тот факт, что идеи системного подхода к управлению в Японии нашли практическое воплощение в большей мере в других странах и пути их реализации значительно отличаются. В решении российских проблем в организации управления может помочь освоение передовых методов управления Японии.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector