О ВИДАХ РАБОТЫ НАД ТЕКСТОМ В РАМКАХ КОНЦЕПЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Под дистанционньш обучением понимают управление деятельностью обучаемых, направленной на приобретение знаний в определенной области и подразумевают не только овладение определенным объемом знаний, но и выработку умений и навыков^ предошот^нных программой.

Желаемый результат может быть достигнут с помощью программированных пособий, однако не менее важным вопросом является контроль за степенью усвоения материала, а также степенью сформированности навыков и умений в различных видах речевой деятельности. Именно последнее является целью данного сообщения.

Рассмотрим это на примере чтения научно-популярного текста по специальности, в котором можно выделить две специфические особенности: с одной стороны, в текстах такого характера сложное понятия, факты, результаты экспериментов излагаются языком, понятным для читателей, с любым уровнем образованности. С другой стороны, четкая организация текстового материала, то есть наличие заголовка, основной части, заключения, делает его особенно привлекательным для составления алгоритма, направленного на разнвгте навыков и умений, необходимых для ознакомительного и просмотрового чтения. Особое значение, конечно, имеет заголовок. Ему принадлежит ведущая роль, ибо он фокусирует наиболее важную сторону содержания, передает основную тему и, следовательно, является первым смысловым ориентиром в работе над текстом, вводит в коммуникацию наиболее важную сторону текста Остальные частй текста также несут определенные смысловые коммуникативные нагрузки и в силу жесткой структурированности могут быть подвергнуты алгоритмизации. Это налагает определенные требования к выбору текстов по специальности, которые можно свести к следующему:

а)  объем текста должен быть не менее 2000 знаков и не более 4000

знаков;

б)   текстовый материал должен включать: иллюстрации, графики, рисунки и т.д.;

в)  как само название, так и отдельные подзаголовки текста должны быть «прозрачными» для читающего, т.е. они не должны содержать незнакомых грамматических и лексических трудностей.

Правильно составленный алгоритм помогает осуществить широкую познавательную деятельность при ознакомительном чтении. С его помощью можно легко выяснить не только то, что сообщается, но и о чём именно идёт речь; не только, какие вопросы затрагиваются, но и каким образом они решаются. Сочетание ознакомительного чтения с поисковым предполагает овладение умением находить в тексте те биты информации, о которых известно, что они находятся в тексте, т.е. речь идёт о поиске нужных сведений, правил, описаний и т.д. При дистанционном обучении такое чтение приобретает особое значение, ибо оно становится управляемым, что повышает эффективность обу чения в целом.

Учитывая характер текстов, подобранных для самостоятельного чтения, наиболее удачным способом контроля понимания читаемого, на наш взгляд, будут тестовые задания.

Преимущество тестов при массовом контроле неоспоримо, так как они позволяют быстро, объективно проверить сформированность навыков чтения, т.е. способность достаточно полно и глубоко извлекать смысловую информацию из текста. При тестовом контроле студент получает большую возможность студент получает большую возможность сосредоточиться на извлечении информации с нужной глубиной и полнотой; тест способствует адаптации, стимулирует интеллектуальную активность и развивает рецептивные виды речевой деятельности.

Следовательно, можно придти к выводу, что при дистанционном обучении чтение научно-популярной литературы является необходимым компонентом процесса обучения, поскольку это позволяет обучаемым полностью овладеть требуемым объёмом материала и способствует формированию навыков и умений, предусмотренных программой.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector