МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМНОЙ ОЦЕНКИ СТРАТЕГИЙ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ И ЖКХ

.

 

Общеизвестно, что любые управленческие решения, действия, и, соответственно, стратегии и программы будут приобретать рациональность и эффективность если они будут хорошо структурированы и приведены к определённым целостным совокупностям. Соответственно, в начале из таксономий систем, комплекса систем мы приходим к более чётко  обозначенным группам (комбинациям) систем, имеющих один вектор направленности. Например, при систематизаций стратегий в энергосбережении можно определить следующие группы стратегий:

1.     по значимости;

2.     по минимизации объёмов энергопотребления;

3.     по минимизации  энергоёмкости  удельных показателей и  технологических сетей;

4.     по максимизации стимулов энергосбережения;

5.     инновации в энергосбережении;

6.     стратегии развития  менеджмента (управления) в  энергосбережении;

7.     стратегии энергосбереженческого поведения;

8.     стратегии энергосбережения в технике;

9.     стратегии энергосбережения  при производстве, распределении и  перераспределении тепло- и электроэнергии;

10.            экологические стратегии энергосбережения.

 

Коммунальное хозяйство относится к важнейшим отраслям жизнеобеспечения в стране, но с другой стороны, здесь наиболее вероятно привести в действие механизмы энергосбережения. Как отмечает Г. М. Сокольский, вице-президент Российской ассоциации «Коммунальная  энергетика», к важнейшим направлениям технической политики по совершенствованию и развитию систем коммунального теплоснабжения следует отнести:

«- разработку или корректировку перспективных схем теплоснабжения с  оптимизацией в них соотношения централизованных и автономных источников теплоснабжения, степени централизации теплоснабжения с учётом плотности теплопотребления, топливного баланса, структуры себестоимости тепловой энергии и её транспорта, экологических требований, рыночных условий хозяйствования;

— совершенствование системы транспорта тепловой энергии за счёт применения конструкций теплопроводов с пенополиуретановой изоляцией  и бесканального способа прокладки тепловых сетей при строительстве и  реконструкции систем теплоснабжения (годовой объём  перекладки ветхих тепловых сетей  в ближайшие несколько лет должен составлять порядка 6-8 тыс. км) и внедрения прогрессивного оборудования – шаровой запорной арматуры, пластинчатых теплообменников, сильфонных компенсаторов, регулируемого привода электронасосов;

— изменение структуры топливоснабжения коммунальных котельных за счёт повышения газовой составляющей и замещение рядовых углей сортовыми видами топлива;

— повышение надёжности и экономичности систем теплоснабжения путём организации совместной работы источников теплоснабжения на общие  тепловые сети;

— развитие нетрадиционных источников тепловой энергии (геотермальной, солнечной), а также использование в виде топлива твёрдых бытовых отходов, иловых осадков и биогаза городских очистительных систем канализации, торфа, отходов деревоперерабатывающей промышленности (опилки, щепа);

— замену физически и морально устаревших котельных агрегатов современными высокоэффективными автоматизированными котлами (при твёрдом топливе – с топками «кипящего слоя»);

— оборудование электронасосов, в первоочередном порядке сетевых на источниках теплоснабжения и перекачивающих насосных станциях, частотно-регулируемым приводом;

— приведение характеристик насосов в соответствие с эксплуатационными гидравлическими режимами систем теплоснабжения;

— оборудование источников теплоснабжения установками водоподготовки;

— оборудование источников теплоснабжения  и тепловых пунктов потребителей средствами автоматизации, обеспечивающими центральное (на  источниках теплоснабжения), групповое и местное (на тепловых пунктах) регулирование отпуска и потребления тепловой  энергии;

— оптимизацию и наладку  гидравлических и тепловых режимов систем теплоснабжения.

Подводя итог изложенного, следует отметить, что необходимым условием развития системы теплоснабжения было бы формирование Федеральной государственной  программы». [70; 22].

В. А. Дворянович [28; 54], отмечает, что рост цен на энергоресурсы и сокращение субсидий со стороны государства вынуждают потребителей искать новые методы снижения затрат на энергию. Но как определить наиболее эффективную политику в области энергосбережения? Есть ли универсальные методы организации систем  учёта и экономии для крупных предприятий и индивидуальных заказчиков?

«Многолетний опыт нашей работы показывает: общие пути есть. Не вдаваясь в утомительные подробности, хотелось бы отметить, что путь к снижению затрат один – надо знать, что мы экономим и как это сделать».

Любая энергоснабжающая организация не заинтересована в экономии до тех пор, пока имеет возможность списывать потери на потребителя.

Расценки будут расти вне зависимости от качества тепло- и водоснабжения.

Главным в определении путей и методов снижения затрат, а следовательно, определения эффективной политики в области  энергосбережения является объективная информация об уровне реального потребления.

Путь к экономии тепла и теплоносителя для крупных индивидуальных потребителей один – сначала учёт, затем экономия. 

В крупных городах вопросы энергоресурсосбережения, энергоэффективности – одни  из важнейших в реформе ЖКХ. Они напрямую влияют на успешное решение экономических и социальных аспектов этой реформы, поскольку жилищно-коммунальное хозяйство потребляет около 58 % тепловой и 32 % электроэнергии. Как отмечает А. И. Озорников, зам. начальника  Управления ЖКХ и благоустройства Правительства Москвы [58; 18], существуют  два пути развития программы энергосбережения.

«Первый путь – модернизация энергогенерирующих мощностей, тепловых сетей, реконструкция жилого фонда, ЦТП и т.д. с установкой на них энергосберегающего оборудования требует  огромных капитальных затрат со сроком окупаемости 10-12 лет.

Второй путь – стимулирование работ по росту энергоэффективности (в том числе и стимулирование  эксплуатирующего персонала) не требует значительных капитальных затрат, но в наших условиях при таких потерях может дать значительные результаты».

Необходимо учесть значимость приборного учёта потребления энергии, как констатирует   В. И. Лачков, гл. специалист Петербургской компании «Теплоком» [42;. 26]: «Эффективность любых мероприятий по энергосбережению можно ощутить только на основании снижения энергозатрат, объективной мерой которого является приборный учёт».

А. Д. Кочегаров, зам. начальника Управления реформирования ЖКХ Госстроя России, отмечает, что «В процессе реформирования ЖКХ особую важность приобретает решение вопросов энергоэффективности, энергосбережения и энергоперспективы. Госстрой России в своей деятельности будет и в дальнейшем подходить к решению этих проблем комплексно, в том числе путём разработки и внедрения новых нормативов в строительстве, производстве стройматериалов и в ЖКХ». [38; 38]

Интересным направлением внедрения новейших технологий инженерного обеспечения и автоматизации являются – интеллектуальные здания. В. В. Муравьёв характеризует интеллектуальные здания следующими особенностями:

«- способность оптимально реагировать на изменения в процессах, происходящих в здании;

— сочетание децентрализованных (распределённых) принципов построения систем с централизацией функции мониторинга;

— структурированный подход к построению инженерных систем здания;

— возможность внесения изменений с минимальными затратами;

— предоставление определённого набора услуг обитателям здания». [52; 39]

Нельзя не согласиться с мнением А. С. Делюкина, к.т.н., председатель Комитета по энергетике и инженерному обеспечению администрации Санкт-Петербурга, [30; 40], что «региональная энергетическая политика, занимающая важное место в энергетической стратегии России, в полной мере отражает принципиальные  изменения, которые происходят в  государственном устройстве и экономике страны. Она сочетает естественное стремление региона к самоуправлению и  самообеспечению энергоносителями с сохранением единства ТЭК России как важнейшего фактора хозяйственной и политической интеграции страны путём дальнейшего развития единых федеральных энергетических систем, совершенствования действующих и создания новых межрегиональных и межотраслевых связей».

Для достижения основных целей региональной политики энергетическая стратегия предусматривает наделение региональных органов управления энергетическим  хозяйством региона функциями:

— реализации региональных энергетических программ;

— проведения энергосберегающей и ресурсосберегающей политики;

— формирования регионального рынка энергоносителей;

— проведения на региональном уровне налоговой и  тарифной политики и др.

Одним из перспективных направлений в энергосбережении являются пассивные здания и нетрадиционные источники энергии. Как отмечает профессор, д.т.н. А. Н. Дмитриев, [31; 18]: «Ведётся работа по экспериментальному проектированию и строительству зданий с  низким энергопотреблением, частично использующих элементы пассивных зданий: суперизоляцию ограждающих конструкций, максимальную утилизацию тепла вытяжного воздуха и канализационных стоков, нетрадиционные источники энергии».

Стратегия максимизации стимулов энергосбережения  напрямую связана с потребителем (населением), как отмечается в проекте Федеральной целевой программы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства России». [37; 23].

К. Г.  Кожевников: «Важным фактором является степень понимания населения реальной стоимости коммунальных услуг и доли оплаты их потребителями: четвёртая часть населения убеждена, что уже оплачивает 100 %, поскольку в тариф включены и  потери в сетях, и обслуживание фонтанов, и постоянные отключения тепла и воды. Другая часть считает, что оплачивает всё сполна через налоги.

Наши исследования также показали, что государство  (в лице и федеральной, и местной власти) явно недооценивает реальную возможность привлечения средств самого населения на организацию жизнеобеспечения административно-территориального образования».

По мнению Г. В. Дегтева [29; 7], территориальное энергосбережение имеет  следующие аспекты:

«Во-первых, экономия от энергосбережения должна рассматриваться как ресурс для возвращения возможных инвестиций в развитие комплекса жилищно-коммунального хозяйства.

Во-вторых, социальный эффект от энергосбережения должен привести к смягчению социальной напряжённости в связи с переходом на полную оплату энергоресурсов.

В-третьих, энергосбережение  должно привести к повышению качества услуг, предоставляемых населению, их соответствие принятым стандартам.

В-четвёртых, энергосбережение должно быть реализовано в совершенствовании взаимоотношений между ресурсоснабжающими организациями как поставщиками услуг и  их потребителями – населением.

И в-пятых, энергосбережение должно привести к реализации конкретных мероприятий по внедрению энергосберегающих технологий, имеющих своей целью снижение потребления ТЭР, максимально приближенной к потребителю и  позволяющей чётко определить объём потребления и уровень потерь по всей технологической цепи от производителя до потребителя».

Важнейшей составляющей всего комплекса мероприятий по энергоресурсосбережению, как отмечает Президент НП «Энергоресурсо-сбережение», является установка  приборов учёта и регулирования потребления  ТЭР. Обязательное применение приборов для учёта и регулирования потребления энергоресурсов предусмотрено Законом Российской Федерации «Об энергосбережении» от 3 апреля 1996 г. № 28-ФЗ, Гражданским кодексом РФ, постановлениями Правительства РФ «О неотложных мерах по энергосбережению» от 2 ноября 1995 г. № 1087, «О повышении эффективности использования энергетических ресурсов и воды предприятиями и организациями бюджетной сферы» от 8 июня 1997 г. № 832 и «О дополнительных мерах по стимулированию энергосбережения в России» от  15 июня 1998 г., иными нормативными актами.

В настоящее время в государственный реестр средств измерений включены более 400 приборов, предназначенных для учёта количества воды и тепловой энергии, в том числе почти 170 приборов  иностранного производства. Каждый год появляются новые разработки. К сожалению, далеко не все эти приборы, в том числе и новейшие, удовлетворяют современным требованиям по метрологическим и эксплуатационным характеристикам.

Практика показывает, что унификация любых изделий конкурирующих производителей резко упрощает создание системы обслуживания, снижает затраты на рекламу, убеждает потенциальных клиентов в независимости от их поставщика изделий и в итоге расширяет рынок и увеличивает объём продаж. [63; 19].

Одним из важных стратегических направлений в энергосбережении  и начальным этапом эффективного использования ТЭР потребителями будет являться энергоаудит. Как отмечает А. Г. Вакулко, зам. директора института проблем энергетической эффективности МЭИ, «Энергоаудитор – это «терапевт» энергохозяйства, призванный провести комплексный анализ систем энергоснабжения (газо- , тепло-, водо-, электро-, воздухо- и холодоснабжения) в сжатые сроки с целью определения потенциала энергосбережения и выявления основных направлений его реализации, а также разработки мероприятий и технических решений, позволяющих снизить энергопотребление и, как следствие, финансовые затраты на оплату ТЭР.

В действительности, с энергоаудита – этого сложного и многоэтапного процесса – энергосбережение только начинается. Хотя, как  показывает опыт, эффективность энергетических обследований очень высока. На один рубль затрат, выделенных предприятием на обследование, разработанные предложения после внедрения могут дать эффект на 30-40 рублей и более». [21; 38].

Существуют различные проекты энергосбережения, так В. Г. Семёнов, главный редактор журнала «Новости теплоснабжения» » [67; 32-33], отмечает следующие типовые энерго- и ресурсосберегающие проекты:

1.     Проект политиков – народ много платить не может. Низкий тариф на тепловую энергию – отсутствие средств даже на топливо – недогрев – реальная экономия тепловой энергии. С другой стороны, гигантское увеличение в зимнее время потребления природного газа, электроэнергии и дров. Дополнительные затраты жителей на ремонт квартир из-за сырости и  на лечение.

Что получили администрации – брошенные, разворованные ведомственные котельные, для которых не нашлось другого хозяина, т.к. в убыток долго никто работать не будет, гигантские бюджетные затраты на их восстановление.

2.     Проект государства – надо всеми способами удерживать низкую цену на электроэнергию и газ – народ много платить не может. Результат: массовый переход электростанций на сжигание газа с целью экономии, трудность доступа к газовой трубе, завышенные тарифы на тепло в энергосистеме – неплатежи – недогрев т.д. Что получило АО-энерго: уход 1/3 потребителей тепла и безрадостные перспективы ТЭЦ на формируемом рынке электрической энергии.

Что получили администрации городов: жалобы избирателей, затраты на  МЧС и строительство альтернативных теплоисточников.

3.     Проект поставщиков крышных и подобных котельных. Централизованная система теплоснабжения себя дискредитировала – решили строить мини котельные. При расчёте по одному дому получается реальное энергосбережение, т.к. нет потерь в сетях. Расчёт по городу – перерасход энергии. Подключение или отключение отдельных домов практически не изменяет  суммарные потери в тепловых сетях, и снижение подключенной нагрузки увеличивает удельные затраты и, соответственно, тарифы для оставшихся потребителей.

4.     Проекты поквартирного отопления. Причины того, что такие проекты вообще появились: низкое качество и ненадёжность централизованного теплоснабжения, грабительские условия подключения к ЦТ.

Энергосбережение, конечно, отсутствует, однако и проблем предостаточно:

— неотапливаемые чердаки и подвалы, что уменьшает срок службы зданий;

— дороговизна при учёте затрат на приобретение оборудования или будущую его замену;

— применение  некачественных дешёвых дымоходов и практическое отсутствие их эксплуатации;

— проблемы детей, душевнобольных;

— проблема промерзания стен при отсутствии хозяев и отключении  отопления в 2-3 соседних квартирах;

— проблема обеспечения3-кратного воздухообмена без учёта воздуха, используемого на сгорание топлива и т.д.

5.     Проект превращения котельных в мини-ТЭЦ. Безусловно, эффективные проекты превращения котельных в мини-ТЭЦ в последнее время  начали использоваться и для модернизации котельных, работающих в зоне действия крупных ТЭЦ. В нормальной  экономической системе, если она когда-нибудь появится в теплоснабжении, это будет нецелесообразно, т.к. гораздо выгодней переводить котельные в пиковый режим  работы. Использование для теплоснабжения тепловых отходов ТЭЦ энергетически предпочтительнее, чем выработка небольшого количества электроэнергии за счёт использования разницы давлений пара в котельных. В  перспективе у котельных нет будущего, и прежде чем вкладывать значительные средства в их совершенствование, необходимо продумать вариант трудностей с возвратом средств, если рядом с котельной кто-то построит нормальную экономичную ТЭЦ равной тепловой мощности.

6.     Проект электроотопления многоквартирных жилых домов. Основной довод в пользу таких проектов – кажущееся отсутствие  вредных выбросов в атмосферу. Система, иногда оправданная в зоне действия крупных гидроэлектростанций, получила своё продолжение в зоне  действия ТЭЦ. Тарифообразование таково, что, несмотря на экологическую и энергетическую абсурдность такой системы, затраты жителей пока сопоставимы с  затратами на ЦТ, но во сколько раз увеличатся эти расходы после реструктуризации электроэнергетики? И за чьи деньги придётся делать новую систему теплообеспечения?

7.     Проекты установки пластинчатых теплообменников. Не понятно, почему установку пластинчатых теплообменников относят  к энергосберегающим проекта. В некоторых методиках авторы даже получают экономический эффект от энергосбережения в теплообменниках. .

На основе  такого «удачного» опыта у нас  стали появляться  энергосберегающие задвижки, клапаны, отопительные радиаторы, конвекторы, теплосчётчики, системы диспетчеризации и т.д.

Необходимым моментом, который нужно учитывать при разработке стратегических программ является вопрос о твёрдых бытовых отходах (ТБО), которые можно использовать как альтернативный вид топлива. По этому направлению имеется опыт государственного унитарного предприятия «Экотехпром», и к.т.н. Л. Г. Фёдоров отмечает: «В последнее время активно ведётся поиск источников энергии, альтернативных природному топливу. При этом всё чаще  и чаще взоры  обращаются на использование в качестве топлива  ТБО. Преимущество ТБО  заключается в том, что их не надо искать, не надо добывать, но в любом случае их надо либо уничтожать, либо использовать. Период их уничтожения, т.е. складирования на полигонах, прошёл – наступил период их активного использования, в том числе и в виде  топлива». 

Управленческие стратегии энергосбережения напрямую характеризуют деятельность системы управления энергосбережением. Д. А. Федотов, директор ГУ «Агентство энергосбережения» Саратовской области, определяет следующие основные направления:

«- разработка, реализация и контроль за исполнением областной программы энергосбережения;

— контроль за исполнением действующего законодательства в сфере энергосбережения;

— контроль за выполнением утверждённых в установленном порядке графиков проведения энергетических обследований предприятий, учреждений и организаций;

— использование средств государственной поддержки энергосбережения и иных средств в целях энергосбережения, а также внесение в Правительство области предложений о предоставлении льгот потребителям и производителям энергетических ресурсов, о ценовом (тарифном) регулировании;

— отбор и экспертиза энергосберегающих проектов;

— разработка энергосберегающих, экологических программ и технологий;

— организация и проведение семинаров, выставок, ярмарок, аукционов;

— внедрение новых технологий и методов управления предприятиями;

— научно-исследовательская деятельность и т.д.».

Для успешной разработки системы энергосбережения в регионе необходимо иметь надёжное информационное обеспечение. Заместитель руководителя Департамента Госэнергонадзора Минэнерго РФ С. А. Михайлов предлагает следующие основные блоки системы информационного обеспечения энергосбережения).

Ссылка на основную публикацию