Специфика эмоциональных состояний детей с музыкальными и изобразительными способностям

Баширова Т. Б.

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Интерес к особенностям творческой личности существовал всегда, од­нако психологические особенности творчески одаренного человека изучены совершенно недостаточно. Наименее представленными в литературе и эмпи­рических исследованиях являются вопросы, связанные с детской художест­венной одаренностью. Изучение особенностей эмоциональной сферы этих детей практически не проводилось. Однако многими авторами отмечается, что вопрос об особенностях эмоциональных состояний людей художественно и музыкально одаренных имеет как научно-теоретическое, так и практиче­ское значение. Понимание специфики эмоционального развития художест­венно одаренных детей необходимо для повышения эффективности педаго­гических методов и совершенствования процедуры отбора в музыкальные и художественные школы. Это объясняет актуальность рассматриваемой про­блемы.

В литературе по изучаемой нами проблеме содержатся данные о том, что к эмоциональным особенностям людей с художественными способно­стями относятся высокии уровень ситуативном и личностном тревожности, низкая устойчивость к фрустрирующим факторам, преобладание отрица­тельных проявлений эмоциональных состояний в условиях нарушающих привычный ход жизнедеятельности. Особое значение среди актуально пере­живаемых состояний у художественно одаренных детей и подростков име­ют тревога и фрустрация.

Тревога — эмоциональное состояние, проявляющееся в переживании эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности. Тревога — переживание неопределенной диффузной безобъектной у1розы. Различают ситуативную тревогу, характе­ризующую состояние субъекта в определенный момент, и тревожность как относительно устойчивое состояние. Тревожность — индивидуальная психо­логическая особенность, проявляющаяся в склонности к частым и интенсив­ным переживаниям состояния тревоги, а также низком пороге его возникно­вения. Выделяется устойчивая тревожность в какой-либо сфере и общая ге­нерализованная тревожность, свободно меняющая объекты в зависимости от изменения их значимости для человека. Тревожность — показатель неблаго­получия личностного развития и, в свою очередь, оказывает на него отрица­тельное влияние.

Другим состоянием, которое актуализируется в переживаниях челове­ка, является фрустрация. Фрустрация — эмоциональное состояние, которое возникает в тех случаях, когда человек на пути к достижению цели сталкива­ется с препятствиями или сопротивлениями, которые реально непреодолимы или воспринимаются как таковые. Выделяются четыре вида препятствий, ко­торые могут вызвать состояния фрустрации:

  • пассивное внешнее сопротивление (наличие преграды на пути к цели), удаленность объекта потребности в пространстве и времени;
  • активное внешнее сопротивление (запреты и угрозы, наказания со сто­роны окружения, если субъект совершает то, что ему запрещают);
  • пассивное внутреннее сопротивление (осознанный или неосознанный комплекс неполноценности, неспособность осуществить намеченное, резкое расхождение между высоким уровнем притязаний и возможно­стью исполнения);
  • активное внутреннее сопротивление (угрызения совести: оправданы ли, выбранные средства достижения цели, моральна ли сама цель). Состояние фрустрации обусловлено как объективной ситуацией, так и особенностями личности. Поведение в состоянии фрустрации может быть самым разным, в том числе и неконструктивным.

В младшем подростковом возрасте на первый план начинает выходить общение со сверстниками, хотя значимость учебной деятельности сохраняет­ся на всем протяжении рассматриваемого периода. Хорошие показатели в учебе и в большей мере уже сформированные формы общения сокращают негативные проявления эмоциональных состояний подростков. В подростко­вом возрасте происходит становление нового уровня самосознания, «Я- концепции». В этом периоде «Я-концепция» носит конфликтный противоре­чивый характер, и некоторые эмоциональные состояния опосредуются этой чертой. Например, внутриличностные конфликты создают аффективную на­пряженность, приводят к закреплению такого личностного образования как тревожность.

Целью исследования явилось изучение особенностей эмоциональных состояний детей с музыкальными и изобразительными способностями. В качестве основных задач были выделены следующие: 1. Изучение основных характеристик эмоциональных состояний у детей с изобразительными и музыкальными способностями по сравнению с детьми из контрольной группы.

К основным параметрам эмоциональных состояний можно отнести на­пряженность, модальность, знак, особенности воздействия на организм, ди­намические характеристики (возбудимость, устойчивость).

  1. Изучение особенностей переживания детьми с изобразительными и музыкальными способностями таких эмоциональных состояний, как фруст­рация и тревога.
  2. Сопоставление результатов исследования, полученных по двум груп­пам: детей с изобразительными способностями и детей с музыкальными спо­собностями.

Выборочную совокупность составили 90 испытуемых. В исследовании принимали участие дети 11-12 лет, учащиеся 5-6 классов общеобразователь­ных школ города Иркутска. Выборочная совокупность объединяла три груп- пы испытуемых: две экспериментальных и одну контрольную. В первую экс­периментальную группу вошли дети, обучающиеся в 3-5 классах городских музыкальных школ. Это дети, которые становились стипендиатами город­ской мэрии, были победителями или дипломантами конкурсов различных уровней от городских до общероссийских. Вторую экспериментальную груп­пу составили учащиеся 1-3 классов городских художественных школ и сту­дий. Преподаватели характеризовали этих детей как наиболее способных. Дети из контрольной группы в художественных и музыкальных школах, сту­диях, кружках не обучались.

При проведении исследования были использованы следующие методы:

  1. метод беседы (проводились с испытуемыми, их родителями, педагогами);
  2. психодиагностический метод.

Исследование эмоциональных состояний по их основным параметрам осуществлялось с помощью таких методик, как:

  • многофакторный личностный опросник для детей 8-12 лет, разрабо­танный Р.Б. Кеттелом и Р.В. Коаном;
  • цветовой тест М. Люшера (8 цветов);
  • шкала линостной тревожности A.M. Прихожан;
  • детский вариант теста рисуночной ассоциации С. Розенцвейга, моди­фицированный Е.Е. Даниловой;

♦ проективно-графическая методика «Человек под дождем». В ходе исследования были получены следующие результаты: Сравнительный анализ существенных различий между эксперимен­тальными группами не выявил. Это дает основание говорить об общих зако­номерностях проявления эмоциональных состояний детей с художественны­ми способностями независимо от типа способностей.

Одной из особенностей эмоциональных состояний детей с художест­венными и музыкальными способностями является высокий уровень тревож­ности, причем механизм осознания тревоги у этих детей нарушен. Причина­ми высокого уровня тревожности, возможно, являются и социальные факто­ры. Постоянно подкрепляемое окружающими, чувство собственной исклю­чительности, неадекватное отношение к неудачам, трудностям, нарушения самооценки могут привести к закреплению тревожности как устойчивого личностного образования.

Исследование состояния фрустрации показало, что дети с художест­венными и музыкальными способностями менее склонны к самообвинению во фрустрирующей ситуации, для них характерно открытое выражение аг­рессии, для них свойственна фиксация, застревание на фрустрирующей си­туации. Показатели по фактору, отражающему способность к разрешению этой ситуации, по сравнению с контрольной группой снижены. Фрустрирующая ситуация у детей с художественными и музыкальными способностя­ми вызывает преимущественно астенические эмоциональные состояния в от­личие от детей из контрольной группы, у которых доминируют стенические эмоции. Анализ защитных механизмов при переживании состояния фрустра­ции показал, что более часто их используют дети с художественными и му­зыкальными способностями по сравнению с детьми из контрольной группы. Наибольшие различия существуют по следующим типам защитных механиз­мов: компенсация, фантазирование, отрицание реальности, рационализация, интроекция.

Таким образом, переживание состояния фрустрации детьми с художе­ственными и музыкальными способностями характеризуется неадаптивно­стью (агрессивность, астеничность). Поведение в этом состоянии отличается неэффективностью и подвержено значительным влиянием механизмов пси­хологической защиты. При этом наблюдается фиксированность на препятст­вии, низкая способность к разрешению ситуации.

Проведенное исследование эмоциональных состояний по их основным характеристикам показало, что у детей с художественными и музыкальными способностями преобладают астенические эмоциональные состояния, они имеют более высокие показатели по эмоциональной напряженности по срав­нению с детьми из контрольной группы. Их эмоциональные состояния харак­теризуются преобладанием негативного фона настроения, они более эмоцио­нально неустойчивы, более возбудимы.

Таким образом, проведенное исследование позволило определить пере­обладание негативных характеристик эмоциональных состояний у детей с художественными и музыкальными способностями. Кроме того, были полу­чены данные о значительном отклонении от нормы нервно-психического развития исследуемой группы детей. В группах детей с художественными способностями происходит смешение показателя, отражающих эмоциональ­ное самочувствие, а сторону патологии, что свидетельствует о напряженно­сти, нестабильности, преобладании негативных и астенических переживаний.

С нашей точки зрения, выявленные особенности связаны с влиянием ряда факторов, совокупность которых в значительной степени определяет своеобразие эмоциональной сферы детей, одаренных в области искусства. К таким факторам можно отнести: особенности нервной системы (слабость, ла­бильность, доминирование правополушарных функций и др.), характерные для детей с творческими способностями; высокая эмоциональная нагрузка, связанная с творческой деятельностью; преобладание невербального интел­лекта, что осложняет осознание собственных эмоциональных переживаний, а следовательно и их саморегуляцию; ряд социально-психологических факто­ров (особенности воспитания одаренных детей, их взаимоотношения со свер­стниками, родителями, педагогами и др.).

Можно отметить, что выявленные специфические особенности отно­сятся к тем эмоциональным чертам личности, которые предрасполагают к развитию различных невротических расстройств. Это дает основание для включения детей с художественными и музыкальными способностями в «группу риска» по повышенной предрасположенности к возникновению нев­розов.

Полученные данные необходимы также для совершенствования психо- лого-педагогических методов воспитания и общения детей с художествен­ными способностями, так как эффективность этих методов будет зависеть от того, насколько учитываются исследуемые особенности в процессе психоло­го-педагогического воздействия.


Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector