Цель, задачи и некоторые особенности составления бизнес-плана

 

В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Он описывает процесс функционирования предприятия (фирмы), показывает способы решения поставленных целей и задач.

Основная цель составления бизнес-плана — спланировать производственно-хозяйственную деятельность на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Он помогает решить следующие основные задачи:

1. Определить конкретные направления деятельности, целевые рынки и место предприятия на этих рынках.

2. Сформулировать долговременные и краткосрочные цели предприятия, стратегию и тактику их достижения. Определить лиц, ответственных за реализацию стратегии и решение поставленных задач.

3. Выбрать состав и определить характеристики и свойства товаров и услуг, которые будут предлагаться потребителям. Оценить производственные и сбытовые издержки.

4. Оценить соответствие кадров предприятия и условий их труда требованиям достижения поставленной цели и выполнения задач.

5. Определить комплекс маркетинговых мероприятий предприятия.

6. Оценить свое материальное и финансовое положение, соответствие имеющихся ресурсов способу достижения поставленной цели.

7. Предусмотреть трудности и «подводные камни», которые могут помешать выполнению бизнес-плана, разработать мероприятия по их преодолению.

Планирование своей деятельности с помощью бизнес-плана имеет ряд выгод:

— заставляет руководителей заниматься перспективами своего предприятия;

— позволяет осуществить более четкую координацию усилий по достижению поставленной цели;

— устанавливает показатели деятельности, необходимые для последующего контроля;

— заставляет руководителей четче и конкретнее определять цели предприятия и пути их достижения;

— делает предприятие более подготовленным к внезапным изменениям рыночной ситуации;

— наглядно демонстрирует обязанности и ответственность всех руководителей предприятия.

Поэтому не следует жалеть времени (для среднего предприятия разработка бизнес-плана может потребовать до 200 человеко-часов рабочего времени) для составления бизнес-плана.

Практика показывает, что потребность в составлении бизнес-планов возникает в следующих случаях:

— при подготовке заявок предприятий на получение кредитов;

— при разработке проектов освоения новых видов изделий, технологических процессов;

— при открытии новых предприятий и определении их будущего профиля;

— при перепрофилировании действующих предприятий;

— при составлении проектов эмиссии ценных бумаг;

— для выхода на внешний рынок и привлечения иностранных инвестиций.

Правильно составленный бизнес-план в конечном счете показывает, стоит ли вообще вкладывать деньги в данное мероприятие, окупятся ли вложенные силы и средства.

Конечно, составление бизнес-плана законодательно ничем не устанавливается. Вполне можно махнуть рукой на все хлопоты, связанные с его составлением, и действовать так, как привыкли. Но стоит задуматься: «Почему во всем мире подавляющая часть предпринимателей рано или поздно разоряются? Почему завод, имеющий четкий план, чувствует себя лучше в любых условиях, чем те, которые такового не имеют и лихорадочно начинают импровизировать в сложных ситуациях?»

Степень детализации и полноты бизнес-плана определяются направленностью и масштабами задуманного дела и могут изменяться в достаточно большом диапазоне. Определенное значение имеет и степень личного участия руководителя в составлении бизнес-планов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector