ВУЗОВСКИЙ МУЗЕЙ КАК КАФЕДРА ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ

Педагогика развития личности должна найти своё продолжение в вузе. Молодой человек, особенно на первых курсах, продолжает интенсивно развиваться физически. Мы знаем, что особенно труден переходный возраст, когда тело человека развивается столь бурными темпами, что душа и тем более дух, которые остаются во многом ещё детьми, ощущают себя ничтожными по сравнению с телом, где происходят уже взрослые процессы. Некоторое несоответствие тела, души и духа на определенных этапах жизни преодолевается легче и естественнее, если личность является творческой. Тогда дисгармония между чувствами; знаниями и возможностями постижения мира преодолевается естественно, постепенно. Потому процесс обучения и развития должны быть приведены в некое соответствие, ибо в противоположном случае диспропорция и её преодоление будут непосильными для молодого организма.

Правомерным является обращение современных теоретиков педагогики к философии Гегеля, его работе «Феноменология Духа», где говорится о том, что индивидуальное развитие сознания есть сокращённое воспроизведение истории развития человечества.

За короткий отрезок жизни проводится гигантская работа тела, души и духа, и часто одно не поспевает за другим. В гармонию их приводит только творчество. Обучение и воспитание должны быть творческими, и немалая роль в этом процессе принадлежит музейной педагогике.

В наших городах поселках есть возможность организации профильных музеев. Жители центров имеют замечательную возможность организации работы в многочисленных музеях, содержащих бесценные экспонаты, которые являются величайшими стимулами духовного развития. Музейные материалы и музейные библиотеки — путь к дополнению знаний, получаемых в учебной аудитории, нестандартными, конкретными фактами и материалами. Они являют пример самоотверженной жизни многих учёных, мыслителей, художников, изобретателей во имя любимого дела, пример истинного творчества, которое соединяет Истину, Добро и Красоту воедино.

Творческая личность — не просто личность, прекрасно знающая свое дело, владеющая предметом исследования, но сама по себе часто являющаяся еще и нравственно и эстетически развитой. Она является свободной индивидуальностью. У нее развито самосознание, способность жить духовной жизнью и заниматься самовоспитанием, саморазвитием. Такая личность видит перед собой высокую цель, главное в которой не карьера, не деньги.

Деньги и карьера являются лишь приложением к успеху, который приходит как естественная оценка результатов творчества. Это личность с воображением, ориентированная на высокие духовные идеалы.

Поскольку творчество есть процесс, то духовная жизнь такой личности динамична, она не склонна к застою. Сознание такой личности активно, оно использует все свои возможности к творческому мышлению, надеется «извлечь сердце и душу предмета из всех затемняющих её внешностей».

Музей даст возможность активного созерцания. Внешние и внутренние ощущения связаны со всем творческим процессом. Созерцание приводит к удивлению, что, с точки зрения Аристотеля, является началом всякого познания. А затем мыслящее сознание поднимается выше. Личность начинает раздумывать и размышлять. Так формируется философское мышление, которое постигает сущность предмета и явления. Как говорит Гегель: «Завершённое познание является достоянием чистого мышления, понимающего разума».

Даже не философ, а просто умный образованный человек может постигнуть существо предмета. Но для этого необходимо размышление» Размышляет человек творческий, который развил своё созерцание. Л что как не возможность творческого созерцания прежде всего предоставляет музей? Но используются музеи в обучении чрезвычайно нерентабельно. Музей, посещение, работа с его экспонатами должны стать частью учебного процесса в школах и вузах.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector