Величайшим завоеванием человеческой мысли является разработка исторического материализма, в свете которого только и оказалось возможным научно понять роль общественной практики в познании и в развитии сознания

.

 

Величайшим завоеванием человеческой мысли является разработка исторического  материализма, в свете которого только и оказалось возможным научно понять роль общественной практики в познании и в развитии сознания. Введение критерия практики в теорию познания могло быть осуществлено лишь в связи с научным объяснением исходных предпосылок, основных объективных условий человеческой истории. Характеризуя качественное  отличие философии марксизма от предшествовавших ей филосовских систем, Ленин писал: «Применение материалистической диалектики к переработке всей политической экономии, с основания ее,- к истории, к естествознанию, к философии, к политике и тактике рабочего класса,- вот что более всего интересует Маркса и Энгельса, вот в чем они вносят наиболее существенное и наиболее новое, вот в чем их гениальный шаг вперед в истории революционной мысли» В разработке положений марксистской философии, в её пропаганде и защите, в борьбе против бурж. идеологии важную роль сыграли труды Г. В. Плеханова, А. Лабриолы, А. Грамши, А. Бебеля, Ф. Ме-ринга, П. Лафарга и др.

 Новый этап творческого развития марксистской философии связан с именем Ленина, разрабатывавшего диалектический и исторический материализм на основе анализа эпохи империализма и пролетарских революций и обобщения новейших достижений естествознания. Ленин всесторонне развил теорию познания марксизма — выявил диалектический характер процесса познания, разработал учение о роли практики в познании, теорию истины, в т. ч. диалектику абсолютные и относительные  истины и т. п. Особое внимание Ленин уделил развитию диалектики как научного метода познания и преобразования мира. Он подверг всесторонней критике новейшие разновидности идеализма, агностицизма и метафизики, а также ревизионизма в отношении марксизма, разработав метод применения принципа партийности в оценке философских воззрений. Защита марксистской философии  от ревизионизма и натиска буржуазной  идеологии, творческое развитие философии были теснейшим образом связаны с разработкой Лениным теории социалистической революции, учения о революционной  партии, о союзе рабочего класса и крестьянства, о социалистическом государстве и строительстве социализма. Марксистско-ленинская философия стала основой формирования научного  мировоззрения широчайших масс трудящихся.

 

В буржуазной философии середины 19-20 веков 40- 60-х гг Западной Европы происходил распад классических форм идеализма. Как реакция на идеалистическую (прежде всего немецкую классическую)  складывается вульгарный материализм (Л. Бюхнер, К. Фохт, Я. Молешотт), носивший метафизический, механистический характер; отрицая специфику сознания, вульгарный материализм отождествлял его с материей. В 1-й половине и середине 19 в. возник позитивизм (О. Конт, Дж. С. Миллъ, Г. Спенсер) — субъективно-идеалистическое направление, отрицающее мировоззренческий характер философии.

 Иррационалистическое учение, объявлявшее основой мира волю как бессознательное начало, развивал А. Шопенгауэр; его последователь Э. Гартман разрабатывал волюнтаристич. и пессимистическую концепцию мира. В 70-80-х гг. 19 в. складывается неокантианство, получившее распространение в конец 19 – начало 20 вв. (В. Виндельбанд, Г. Риккерт, П. Наторп, Г. Коген). Выступив с лозунгом «назад к Канту», неокантианцы отвергли «вещъ в себе» , усилив субъективно-идеалистические тенденции в кантианстве; социально-этические  концепция неокантианства послужила основой  этического социализма и реформизма.

Начиная с 70-х гг. 19 в. и до 1-й мировой войны 1914-18 происходит становление филоских основ идеологии империализма. Большое влияние приобретает интуитивизм (АгБергсон, Н. О. Лосский), противопоставляющий рациональному познанию интуитивное «постижение» жизни. Возрождением спекулятивной Ф. явилось неогегельянство (Ф. Г. Брэдли, Т. Грин, Дж. Ройс, Б. Кроне, Р. Кронер, А. Либерт), выдвинувшее иррационали-стич. толкование диалектики Гегеля. Получил распространение такой вариант позитивизма, как махизм (эмпириокритицизм), ведушие представители которого (Э. Мах и Р. Авенариус) развивали субъективно-идеалистическую концепцию «очищения опыта»; трактуя познание как средство биологического приспособления к среде, они отстаивали принцип экономии мышления, противоположный материалистической теории отражения. В начале 20 века  значительное  влияние приобрёл прагматизм (Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи), который исходил из толкования истины как практиной полезности, отвечающей субъективным интересам индивида. На рубеже 19 и 20 вв. получила распространение философия жизни — иррационалистически-волюнтаристское направление (Ф. Ницше, В. Дилътей, Г. Зиммель), психологизирующее и субъективизирующеепонятие «жизнь»; к учению Ницше примыкала крайне иррационалистич. концепция О. Шпенглера.

Ссылка на основную публикацию