Организация работы с одаренными учащимися: основные проблемы, задачи и направления работы психологической службы лицея ИГУ

Долгое время распространенным было убеждение, что одаренность может сама пробить себе дорогу. Однако результаты многих научных исследований позволяют говорить о том, что способности и возможности ребенка могут остаться не только нереализованными, но и не выявленными.

Одаренные учащиеся составляют группу риска, связанного, прежде всего, с трудностями установления коммуникативных контактов со сверстниками. Дополнительным источником риска является так называемое «неровное развитие». Диссинхрония нередко становится причиной низкой успеваемости ребенка, потери им учебной мотивации и формирования негативного отношения к школе в целом.

Невостребованность одаренного ребенка в учебном заведении может привести к уходу подростка в свои проблемы и возникновению риска асоциального поведения.

Поэтому возрастает роль психолога в практической работе с такими детьми. И очень важно, чтобы обращение к ним было своевременным, а не представляло собой рефлекторную реакцию на уже сложившиеся, оформившиеся проблемы ребенка.

Основной задачей работы психологической службы лицея ИГУ в работе с одаренными учащимися является их психологическое сопровождение. И заключается оно не только в помощи такому ребенку, отслеживании его развития и анализе социально-психологической ситуации, но и в оказании необходимой информационной, методической и консультационной помощи тем, кто одаренного ребенка окружает (учителям, родителям, педагогам дополнительного образования и др.).

Направлениями практической работы психологов лицея ИГУ с одаренными учащимися являются следующие:

  • оказание им помощи в социально-психологической адаптации и создание условий для самопознания и саморазвития подростков. Важным для гармоничного развития личности ребенка является формирование у него ценностного отношения к своей личности и своим способностям. Нередко в образовательных учреждениях культивируется атмосфера соревнования, что в работе с одаренными учащимися не всегда способствует формированию такого отношения. Создание же психологической обстановки доверия и взаимопомощи позволит раскрыть потенциал каждого ребенка;
  • изучение        работоспособности,             индивидуальных психофизиологических возможностей учащихся и отслеживание

уровня учебных нагрузок. Часто высокие результаты успеваемости и обучаемости ребенка создают иллюзию больших, а порой почти безграничных его психофизиологических возможностей. Конечно, процесс освоения деятельности и сама деятельность даются одаренному ребенку легче. Однако необходимо помнить, что условием адекватной субъективной цены, которую ребенок платит за обучение, является оптимальный уровень психофизиологических нагрузок;

  • создание условий для всестороннего психологического развития одаренных учащихся, поскольку нередко образовательный процесс спланирован и реализуется таким образом, что внимание уделяется развитию лишь отдельной способности ребенка, отдельной грани его индивидуальности;
  • развитие коммуникативных умений и навыков учащихся, что достигается, в частности, в ходе проведения специально организованных тренинговых занятий и ролевых игр.

К сожалению, многие учебные заведения специализируются на обучении учащихся, не уделяя достаточного внимания воспитанию, либо воспитательная работа представляет собой организацию внеклассных мероприятий, приуроченных к какой-либо праздничной дате. Работа лее с одаренными учащимися предъявляет достаточно высокие требования к участникам учебно-воспитательного процесса. И важными условиями его эффективности являются не только глубокое знание учителем предмета, дифференцированность обучения, но и широкий набор коммуникативных программ и разнообразных методов воспитательной работы, используемых учителем и классным руководителем. Так, результаты проведения анкеты «Учитель глазами ученика» позволяют говорить, что одаренные учащиеся часто присваивают таким качествам учителя, как отзывчивость, умение «зажечь», повести за собой, более высокие ранговые номера, чем профессиональным качествам. Поэтому одним из основных направлений деятельности психологической службы является работа с педагогическим коллективом.

Информационная и консультативная помощь оказывается и родителям учащихся. Семья, родители — первая ступень социализации и условие развития личности ребенка. Поэтому знание психофизиологических особенностей одаренного ребенка и умение построить гармоничные родительско-детские отношения являются условием развития личности ребенка.

Одаренные дети — часть социума, требующая особого подхода и специальной организации учебного процесса и психологической работы с ними.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector