СПОР В СФЕРЕ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ (ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Н.А. Поконова, Ж. И. Чикина

Немало прекрасных страниц в литературе просвещенно искусству отстаивать свою точку зрения. По мнению Корнеги, «… В мире существует только один способ одержать верх в споре — это уклониться от него». Ведь в девяти случаях из десяти спор заканчивается тем, что каждый из его участников убеждается в своей правоте еще больше, чем раньше.

Спор — это характеристика процесса обсуждения проблемы, способ ее коллективного исследования, при котором каждая из сторон, аргументируя (отстаивая) и опровергая (оппонируя) мнение собеседника (противника), претендует на монопольное установление истины.

В процессе ведения спора в явном или скрытом виде проявляется некоторое противоречие, которое позволяет сформулировать проблему. В ходе коллективного осуждения либо происходит разрешение проблемы, либо каждая из сторон остается при своем мнении.

Андреев выделяет семь вариантов протекания дискуссии-спора:

Эвристический подход к ведению спора, когда одна из сторон, не настаивая на своем подходе к решению проблемы, используя методы убеждения, интуицию и здравый смысл, постепенно склоняет к своей точки зрения другого или других собеседников, участников спора.

Логический подход к ведению спора, для которого характерны жесткий логический анализ и аргументация, благодаря чему, следуя приемам и правилам формальной логики, участники дискуссии приходят к некоторому окончательному выводу.

Софический подход к ведению спора, при котором одна из сторон стремится победить своего оппонента любым, даже логически неправильным путем, используя так называемые софизмы.

Авторитарный подход к ведению спора, когда одна из сторон, опираясь на авторитеты либо используя свой авторитет, а нередко и власть, навязывает свою точку зрения другим.

Критикующий подход к ведению спора, когда одна из сторон акцентирует внимание лишь на недостатках, слабых местах и позициях своих оппонентов, не хочет и не стремится увидеть позитивные элементы в противоположной точке зрения и не может предложить свое решение.

Демагогический подход к ведению спора, который заключается в том, что одна из сторон ведет спор не ради истины, а скорее всего для того, чтобы увести дискуссию в сторону от истины, преследуя при этом свои личные, часто неизвестные участникам спора цели.

Прагматический подход к ведению спора, который заключается в том, что одна или каждая из сторон ведет спор не только ради истины, но ради своих практических, иногда меркантильных целей, которые скрыты и не известны собеседникам.

Цели ведения спора, в зависимости от того, на что они направлены, могут быть разделены на две группы: конструктивные и деструктивные.

Ознакомившись с различными точка зрения, я пришла к выводу, что начало обсуждение вставшей проблемы не начинается с утверждения, что вы абсолютно убеждены в своей правоте, и что другого мнения по этому вопросу быть не может. Для этого используются фразы: «Я считал совсем иначе, но возможно, я ошибался. Давайте-ка вместе просмотрим все факты» или » Мне кажется, что решать эту проблему нужно иначе, и попробую пояснить вам, почему я так думаю. Конечно, я могу ошибаться. Надеюсь, вы поправите меня, если я буду в чем-то не прав».

В споре необходимо избегать «острых углов», стараться выражаться не очень категорично. Поэтому лучше всего использовать такие фразы: «мне кажется», «я думаю», «я полагаю», «Боюсь, Вы в этом несколько ошибаетесь», «Это не совсем гак» и т.п.

Для завершения спора, используются такие фразы: «Это очень любезно с Вашей стороны, но…», «Боюсь, мы не сможем удовлетворить Вашу просьбу», «Это дело будет рассматривать арбитраж» и т.п.

Завершается же спор тогда, когда одна из сторон отказывается от своей точки зрения на тезис, убеждена противниками. Так что победа в споре далеко еще не всегда завершает спор; она может лишь окончить данный спор.

Фразы, которыми можно оперировать во время спора:

Я думаю…, Я полагаю…, Вряд ли это возможно. , Боюсь (Думаю) Вы в этом несколько ошибаетесь., Это не совсем так. , Я с вами не согласен. , Не совсем так. , Необходимо признать…, Дело в том, что…, Мы располагаем письменными доказательствами. , Боюсь, Вы не правы.

Фразы, которыми можно закончить возникший спор:

Это очень любезно с Вашей стороны, но…, Боюсь, мы не сможем удовлетворить Вашу просьбу. , В сложившихся обстоятельствах…, Учитывая вышеизложенное…, В дополнение к выше указанному…,

Это дело будет рассматриваться в арбитражном порядке. , Это дело будет рассматривать беспристрастный арбитраж. , Решение суда обжалованию не подлежит.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector