Самым кардинальным решением этой проблемы было бы включение всех стран-участниц в единый таможенный союз с унифицированным таможенным барьером против экспортеров

Самым кардинальным решением этой проблемы было бы включение всех стран-участниц в единый таможенный союз с унифицированным таможенным барьером против экспортеров из «дальнего зарубежья» по периметру СНГ — при сохранении свободной торговли внутри него. Тогда все его рыночное пространство стало бы малодоступным для посторонних заповедником низкокачественных готовых изделий из России.

В таком варианте были заинтересованы и другие страны Содружества, производившие готовые изделия. Поэтому идея стала быстро обрастать многосторонними соглашениями. Уже в марте 1992 года главы правительств всех стран СНГ (кроме Украины) подписали в Москве Соглашение о принципах таможенной политики, предусматривавшее создание Таможенного союза. Спустя два месяца они заключили в Ташкенте Соглашение о сотрудничестве в области внешнеэкономической деятельности. После распада единого рублевого пространства (сентябрь 1993) был подписан рамочный Договор об экономическом союзе сроком на 10 лет, предусматривавший поэтапное создание в рамках всего Содружества зоны свободной торговли, Таможенного союза, общего рынка товаров, капиталов, рабочей силы и, наконец, валютного союза. Сначала его подписали девять государств, позднее присоединились Туркмения и Грузия в качестве полноправных членов, а Украина в качестве ассоциированного. В развитие этого договора в апреле 1994-го было заключено развернутое соглашение о создании зоны свободной торговли, а в октябре того же года соглашение о создании Платежного союза.

Однако почти все эти амбициозные решения остались в основном на бумаге — если не считать сложившихся на их основе бюрократических структур, плодящих нескончаемый поток докладов, отчетов, предложений и проектов. Когда стало ясно, что в формате 12 государств создать даже зону свободной торговли не удается, в феврале 1995 года попытались совершить прорыв к Таможенному союзу меньшего числа стран — России, Казахстана и Белоруссии, которые в пределах СНГ являются друг для друга основными рынками сбыта. Входящая в число таких стран Украина воздержалась от вхождения в него по политическим мотивам.

Началось спешное сколачивание тройственного Таможенного союза. За полгода должны были быть отменены тарифные и количественные ограничения во взаимной торговле, упразднен таможенный контроль на границах, установлены единые таможенные пошлины в торговле с третьими странами. Затем в столь же пожарном порядке предполагалось унифицировать внешнеторговое, таможенное, валютно-финансовое, налоговое и другое законодательство, игнорируя тот факт, что в России доля негосударственного сектора в производстве к тому времени составляла 65 проц., тогда как в Казахстане — только 25, а в Белоруссии — и вовсе 15 процентов. Втиснуть законодательство столь различных по своему характеру экономических организмов в единый трафарет было заведомо нереально. Тем не менее год спустя к договору решила присоединиться еще сильнее отличавшаяся от исходной «тройки» Киргизия, а в феврале 1999-го к ним примкнул отсталый и разоренный гражданской войной Таджикистан.

Воплотить в жизнь Таможенный союз «пятерки», естественно, не удалось. После пяти лет бесплодных усилий в октябре 2000 года на его основе было учреждено Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). Помимо нового названия эта организация, претендующая на международное признание, получила модернизированный механизм принятия решений на основе большинства голосов, что, конечно, не устраняет фундаментальных причин нежизнеспособности подобных проектов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector