ЦИФРЫ.
В заключение нам всё же необходимо обратиться к некоторым символам графическим, именно к древнейшим из них, которые, несмотря на то, употребляются в современном мире в чрезмерном обилии, но без должного понимания: к арабским цифрам (конечно же, хоть и имея название арабских, цифры эти индийские)!
Внимательный увидит, что цифры, как они расположены на клавиатуре компьютера или калькулятора, разделяются на три тройки, и первая цифра каждой тройки (1,4,7) линейна, последняя (3,6,9) округла, а средняя (2,5,8) соединяет оба начертания (кроме восьмёрки, которая сама по себе выходит из ряда). Также никто не оспорит подобие единицы — семёрке, шестёрки — девятки и двойки — пятерке (конечно, не в смысле школьных отметок, хотя, если посмотреть философски…)
Вот начертание их самое простое, сведённое к геометрии линий, дуг и кругов, а также их названия на санскрите.
1 2 3 эка два три
4 5 6 чатур панча шаш
7 8 9 сапта ашта нава
10 11 12 даща экадаща шунья
1 — Единица есть первый импульс (индивидуальное (Е) желание (Кама) создавать), брошенный вниз, тезис, требующий развития, огонь первоидеи.
Вдохновение. Идея движет автора взять перо.
2 — Двойка — его антитезис, первая альтернатива и возможность Выбора (дВа), но и наличие проблемы: первый импульс упирается в поперечную перегородку. Дуга и перекладина внизу есть нарастание силы и закрепление на материальном плане, накопление материала.
Накопление. Первые наброски. Копится материал: зарисовки, характеры персонажей, сравнения и рифмы.
3 — Тройка, их синтез — символ свободного выбора (как и В) и возможности развития (дуги), как по, так и против часовой стрелки. Одновременно срединная точка ощупывает окружающий мир руками полудуг и устанавливает с ним взаимосвязи, структурирует его. ТР указывает на впервые проявившуюся возможность, первый способ решения проблемы. Три точки впервые создают геометрическую фигуру, а три ножки у стола — возможность стоять (пусть и шаткую). Размышление. Становится ясна структура стиха или повести.
4 — Четыре в семеричном исчислении есть пункт срединный, как мы уже узнали, первое решение проблемы само по себе, вещественное проявление (оттого крест, символ земли, самой плотной стихии, и распятия). В ином начертании четвёрка напоминает квадрат, материальный кирпич, творение, заключённое в жёсткую форму. Китайская цифра 4 пишется в виде квадрата. Примечательно, что чатур есть материальное (у) проявление трёх, полученное повтором (ч), опять-таки уплотнением материи. Четыре точки впервые дают объёмное, материальное тело.
Характерно и то, что семь нот октавы делятся на три и четыре, а между ми и фа нет чёрной клавиши, так что фа получается простым «увеличением» ми на полтона.
Творчество. Произведение создаётся в творческих муках через многие раздумья.
5 — Пятёрка, в противовес ей — символ проявления свободного, творческого и разнообразного, индивидуального развития (дуга вверх) стремящегося к будущим (планка) высотам (или иначе, сверху вниз — разрушенного противодействия двойки и устремления в творение, вниз). НЧ есть отрицаНие повторяемости и предсказуемости Четвёрки. Пять точек на плоскости дают не одну-единственную возможность нарисовать законченную фигуру, но две: пятиугольник и звезду — которые, однако, не вписываются в линейную симметрию и трудно построимы (П — Н, «установленной форме — нет!»).
Результат. Готовая вещь сверкает новизной и поражает воображение друзей.
6 — Шестёрка — число целостности и иерархии, системы (два Ш), графически она явлена дугой, завершающейся внизу целостным кругом, что завершает стремление пятёрки к цельности, объединяя отдельные творческие умения артиста (5) в совершенную систему мастера. Несколько шестиугольников, ладно соединяясь в систему сот, напоминают о великолепной организованности пчёл, а строго симметричная звезда Давида соединяет два треугольника высшего и низшего начал.
Самоанализ. Шлифовка и притирка последних деталей.
7 — Наконец, семёрка в системе семеричной есть создание подлинной индивидуальноСти и высшее (верхней планкой цифры) достижение первоначального импульса единицы; совершенная (от «совершить») свобода. Семь точек на окружности дают не один внешний, материального плана, семиугольник, но и внутри его две звезды, богатство мира внутреннего. Одновременно семь есть семя следующей октавы. В октаве между си и до также нет полутона, так что си-диез одной есть уже до следующей.
Представление. Готовое произведение представляется критике.
Эта семёрка есть семь линейных, универсальных ступеней любой лестницы, от грубой до наиболее тонкой и совершенной, что соответствуют семи нотам, семи цветам радуги, семи вращающимся колёсам микро- и макрокосма: чакрам индийцев и 7 планетам классической астрологии, семи мирам-планам бытия, наконец, семи светильникам Откровения или Ангелам присутствия христианства — 7 Сефирот евреев — 7 буддийским Дхиани-чоханам — 7 Лучам теософов: великим творческим силам, что формируют мир и определяют семь задач развивающейся души в каждом её цикле.
Однако отчего мы пользуемся десятеричной системой счисления? Десятеричной для «всех нормальных людей», но для математика двенадцатитеричной: для него существуют ещё два числа и особые символы для них: число е (экспонента: 2,718281828…) и число п (пи: 3,1415926535…). Эти числа стоят в десятке одно — перед, другое — после трёх, как бы подчёркивая священность троичности. Кстати же, и в октаве двенадцать тонов: семь б е л ы х и пять чёрных клавиш.
Что выражает — ? (Не остановимся на его графическом и звуковом символе, т.к. часто случайны символы, найденные современными учёными, что не обладают достаточной интуитивной чуткостью). Отношение диаметра, линии, к окружности. Линейные и круговые меры площади суть две разные вещи: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись» — без числа (. Но и линейная геометрия не может существовать без окружности, и геометры при построении фигур должны пользоваться «линейкой и циркулем» (делящим бесконечность линии духа на отграниченные, равные части материи). Итак, духу необходима материя для воплощения (см. п. 2). Дух мыслит линейно, семью ступенями, от плотной до самой тонкой, исключительно белыми клавишами. Материя мысли окружностью, циклом, что состоит из двух полудуг: вначале выстроить здание и в нём оборудовать организацию, сначала создать тело и в нём совершенствовать дух. Так запускается колесо сансары и змий, дух мудрости (линия!) закусывает свой хвост, становясь окружностью: древнейший символ. Но ведь седьмая ступень есть уже начало нового, а для постройки достаточны шесть, отсюда двенадцать: шесть ниспадающего полуцикла и шесть восходящего. Первый окрашен несколько эгоистичной индивидуальностью творца, последний — приспособлению этой индивидуальности к коллективному, мировому сознанию. Теперь рассмотрим эти ступени воплощения; первые шесть из них подобны шести Семёрки.
Во временном цикле сама цифра семь есть лишь гармоничное соединение горизонтального и вертикального начал (подобно L), искомое равновесие, и если 1 желает проявления себя, то 7 — единения с общностью.
8 Восьмёрка являет собой «перекрученную» сферу, готовую вот-вот разорваться на тонком промежутке. Ашта представляет «обезглавленное» шаш, и если последнее обозначало систему, то первое — уничтожение её (с префиксом «а»), прохождение через очищающий кризис, разрушение отжившего и косного и одновременную метаморфозу. Восьмёрка соединяет также право- и левостороннюю спираль, завершая тему совершившегося свободного выбора одного человека, что должен гармонично войти в жизнь многих. Она сводит вместе мир и человека, подвергая его критике первого. Это также проблема, но проблема столкновения не со своими (ср. 2), а с чужими накоплениями.
Критика (В защиту). Созданное проверяется на прочность окружением и временем.
9 Девятка, разорвав путы бесконечности, устремляется развитием в небо. Она оппозиционна шестёрке по начертанию, поскольку та складывает иерархию внешних сил и движений, а девятка — иерархию ценностей, выстраивая то, что будет наиболее важным для человека, его цель. В санскрите слова «девять» и «новый» — одного корня (как и в латыни, французском и немецком: novem и novum; neuf; neu и neun), и девять есть новое осмысление пути. Одновременно нава суть препятствие (н) дуальности Выбора, свободной и самочинной Воле и подчинение той общественной цели, возможность коллективных действий (ср. 3).
Стремление. Автор ищет новые пути.
10 Десять являет первый абсолютный круг, отделившийся от самого творца. ДеСять есть опять зДание Системы и Добро, накопленное за всё время пути даже в изобилии. Оно суть достижение поставленной задачи и складывание всех достигнутых ранее умений в совершенно гармоничное, в т.ч. с точки зрения внешнего мира, здание, это — реализация совместной цели (ср. 4), компромисс, достигнутый между творцом и миром. Но успокоения на этом не происходит, и творческий импульс l продолжает существовать рядом со своим законченным созданием O.
Работа. Новое создано, но не осенено вдохновением и ещё безблагодатно.
11 Но как новое тысячелетие началось не с 2000, а с 2001 года, так и новый десяток также начинается лишь с одиннадцати, и оттого одиннадцать есть рождение на основе десяти принципиально нового, озарение Знания, творчество в науке (которое, в отличие от индивидуального творчества в искусстве (ср. 5), слагается множественностью равноправных). Так земной импульс вызывает к жизни новый, небесный, Единого, выросшего и ставшего на десяти.
Озарение. Творцу открывается сияющий новый горизонт
12 Сутки (и столетия) завершаются не двенадцатью, а нулём, и эти числа подобны (хотя 12 более дюжинно). О есть завершение цикла, замыкание в себе, подведение итогов. Синтез знаний 11, разбор множества выловленных рыб, которые должны теперь стать одной большой рыбой (объяснение этого странного сравнения — дальше). О также есть первичная материя, несказанное, ткань Пралайи — космической ночи, начальный Хаос, великая тайна, период отдыха между двумя явлениями вселенной-космоса и вселенной человека. В Европе НуЛь есть препятствие и законченная (у) остановка всякой множественности жизни. Для индийца же здесь также слагается система (Ш), самая совершенная из существовавших доселе, однако система, отрицающая (Н) все накопления и рельсы мысли (Й), ранее бывшие. «Ньяя» на санскрите — логика, но сама логика для индийца есть отрицание косности шаблона. Итак, система нового знания (ср. 6 — система умений).
Осмысление. Автор укладывает в голове будущие задачи.
Между прочим, астрология, а также корни немецкого и английского языков сохранили старую двенадцатитеричную систему счисления, и если в прочих языках один-на-дцать суть один на десяти (лат. undecimus и санскр. экадаща), то в этих языках — специальные корни (elf, zwoelf; eleven, twelfe): Любовь к сВободе водолея и её рыбий исток, исток любви и жизни всей (love и live). Этого намёка уже достаточно, чтобы вам вспомнить символизм прочих знаков зодиака и понять их не как патентованные ярлычки на рождённого человека, а как этапы единого цикла.