Самое интересное

ИНФОРМАЦИЯ И ЗНАНИЯ В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Тема 1. 1.Объективные предпосылки становления и развития информатизации общества

 

Информационное поле человечества. Знания и информация: основные понятия и определения. Закон экспоненциального роста объема информации. Информационный образ жизни. Тематическая классификация информации. Информационный взрыв и информационный кризис как предпосылки к становлению информационного общества. Роль и значение информационных революций. Традиционный поиск информации, применение новых информационных технологий при поиске информации. Электронные коммуникации. Современное состояние и перспективы развития информационной деятельности. Информатизация средство решения проблемы доступности информации.

 

Тема 1.2.  Структура процесса информатизации

Определение понятия информатизации. Смежные понятия информатизации: компьютеризация, электронизация, автоматизация. Сущность информатизации: материально-техническая база, обеспечение, социально-культурная сторона. Категории информатизации: информационные ресурсы, информационные системы, информационные технологии и средства их обеспечения. Глобальность, полифункциональность и интегративность понятия «информатизация». Уровни информатизации общества: информатизация общества на федеральном уровне, на региональном уровне, информатизация отраслей и сфер деятельности. Роль информатизации в становлении и развитии информационного общества.  Социальные проблемы развития информатизации.

Тема 1.3.  Информационное общество

 

Понятие «информационное общество». Становление и сущность информационного общества. Критерии становления информационного общества: экономические, политические, социальные, технические, технологические, культурные, социально-психологические, биоантропологические. Основные признаки информационного общества. Модели построения информационного общества: европейская, американо-английская, азиатская. Противоречия информационного общества и негативные стороны информатизации. Информационный потенциал общества. Информационная культура как средство адаптации индивида к жизни в информационном обществе.

Тема 1.4. Информационные продукты и услуги как важнейшая категория информатизации общества

 

Определение понятия «Информационный продукт», «Информационная услуга». Специфические и потребительские свойства информационных продуктов и услуг. Классификация информационных продуктов и услуг. Жизненный цикл информационного продукта. Тенденции развития ассортимента информационных продуктов и услуг в условиях информатизации общества. Экономика информационных сетей.

 

Тема 1.5. Производство, распределение и оценка качества информационных продуктов и услуг

 

Информационные службы: состав и общая характеристика,  государственные, коммерческие. Универсальные и специализированные государственные информационные службы. Информационные производственные и технологические процессы. Показатели качества информационных продуктов и услуг. Показатели назначения, надежности, технологичности, стандартизации и унификации, эргономические, эстетические.

Раздел 2. Информационный рынок в условиях информатизации общества

Тема 2.1. Информационный рынок: общая характеристика

Понятие «Информационный рынок». Основные секторы информационной сферы на рынке. Отечественные и зарубежные рынки информационных продуктов». Проблема вхождения России в мировое информационное пространство. Структура информационного рынка: техническая и технологическая, нормативно-правовая, информационная и организационная составляющие. Направления государственной политики в сфере информатизации. Общая характеристика инновационной политики в сфере информатизации.

Тема 2.2. Сектор деловой информации

 

Биржевая и финансовая информация, ее особенности. Коммерческая информация. Деловые новости. Экономическая, демографическая и статистическая информация. Службы и центры — поставщики деловой информации (консалтинговые агентства, маркетинговые службы, комитет по статистике, банки, биржи, финансовые институты и др). Основные зарубежные производители информационных продуктов и услуг на финансовом информационном рынке РФ. Финансовые продукты. Управление капиталовложениями в сфере информатизации.

Тема 2.3. Сектор профессионально-ориентированной и потребительской информации

 

Сектор информации для специалистов. Научно-техническая информация. Первичные документы (публикуемые и непубликуемые: результаты научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности), вторичные документы. Органы научно-технической информации и научно-технические библиотеки Сектор образовательных услуг. Справочные системы. Потребительская и развлекательная информация (музыка, музеи, театры, кино, фотографии, спорт и развлечения). Бытовая информация (погода, туризм и путешествия, службы знакомств). Обеспечивающие части

Тема 2.4. Нормативно-правовая база формирования и регулирования информационного рынка

 

Законодательная база в информационной сфере: общая характеристика, основные законы, указы и постановления в области информационной сферы.  Основные законы РФ: закон «Об информации, информатизации и защите информации», закон «Об авторском праве и смежных правах», закон «О правовой охране ЭВМ и баз данных», закон «О правовой охране топологий интегральных микросхем», закон «Об участии в международном информационном обмене» Государственные системы правовой информации. Информационная безопасность.