1. Болингброк о пользе изучения истории.
2. Традиция и история в труде Э. Берка «Размышление о революции во Франции».
3. И. Г. Гердер и становление принципа историзма;
а) Гердер о роли культуры и языка в историческом процессе;
б) идея гуманности как основная доминанта исторического процесса у Гердера.
ИСТОЧНИКИ
1. Вольтер Ф. Исторические сочинения // Собр. соч.: в 3-т. Т. 2. М., 1998.
2. Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955.
3. Монтескье Ш. О духе законов. М., 1999.
4. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969.
5. Гердер И. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.
6. Болингброк Г. Письма об изучении и пользе истории. М., 1978.
7. Берк Э. Размышление о революции во Франции. М., 1993.
ЛИТЕРАТУРА
1. Косминский Е.А. Вольтер как историк // Вольтер. Статьи и материалы. М.; Л., 1948.
2. Косминский Е.А. Вольтер и историческая наука //. Косминский. Е.А Проблемы английского феодализма и историография средних веков. М., 1963.
3. Момджян Х.Н. Французское Просвещение XVIII века. М., 1983.
4. Альбина Л.Л. Вольтер историк в своей библиотеке // ННИ. – 1979. -№ 2.
5. Барг М.А. Эпохи и идеи: становление историзма. М., 1987.
6. Алексеев-Попов B.C. О социальных и политических идеях Жан-Жака Руссо // Ж.-Ж. Руссо. Трактаты. М., 1969.
7. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993. – С. 36-85.
8. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1986.
9. Барг М.А. Историческая мысль английского просвещения: Болингброк // Болингброк. Г. Письма об изучении и пользе истории. М., 1978.
Методические рекомендации
Рассматривая исторические взгляды Просветителей необходимо проанализировать их взаимосвязь с эпохой, в которой они сформировались. Необходимо выделить специфические черты историзма Просветителей, характерные черты исторических и социологических взглядов просветителей: разрыв с теологической интерпретацией истории, теория естественного права, теория прогресса человечества, попытки рационально обосновать развитие мировой истории, рационалистическая критика источников, элементы диалектического и материалистического подхода к исследованию истории, историзм и антиисторизм в трудах просветителей и определить специфику подхода к изучению истории во французском, немецком, английском и американском Просвещении. В ходе семинарских занятий также необходимо раскрыть индивидуальные особенности исторических взглядов Просветителей.