Самое интересное

Историческая мысль в английском и немецком Просвещении (2 ч.)

 

1. Болингброк о пользе изучения истории.

2. Традиция и история в труде Э. Берка «Размышление о революции во Франции».

3. И. Г. Гердер и становление принципа историзма;

а) Гердер о роли культуры и языка в историческом процессе;

б) идея гуманности как основная доминанта исторического процесса у Гердера.

 

ИСТОЧНИКИ

1.     Вольтер Ф. Исторические сочинения // Собр. соч.: в 3-т. Т. 2. М., 1998.

2.     Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955.

3.     Монтескье Ш. О духе законов. М., 1999.

4.     Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969.

5.      Гердер И. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.

6.      Болингброк Г. Письма об изучении и пользе истории. М., 1978.

7.      Берк Э. Размышление о революции во Франции. М., 1993.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.  Косминский Е.А. Вольтер как историк // Вольтер. Статьи и материалы. М.; Л., 1948.

2.  Косминский Е.А. Вольтер и историческая наука //. Косминский. Е.А Проблемы английского феодализма и историография средних веков. М., 1963.

3.  Момджян Х.Н. Французское Просвещение XVIII века. М., 1983.

4.  Альбина Л.Л. Вольтер историк в своей библиотеке // ННИ. – 1979. -№ 2.

5.  Барг М.А. Эпохи и идеи: становление историзма. М., 1987.

6.  Алексеев-Попов B.C. О социальных и политических идеях Жан-Жака Руссо // Ж.-Ж. Руссо. Трактаты. М., 1969.

7.  Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993. – С. 36-85.

8.  Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1986.

9.  Барг М.А. Историческая мысль английского просвещения: Болингброк // Болингброк. Г. Письма об изучении и пользе истории. М., 1978.

Методические рекомендации

Рассматривая исторические взгляды Просветителей необходимо проанализировать их взаимосвязь с эпохой, в которой они сформировались. Необходимо выделить специфические черты историзма Просветителей, характерные черты исторических и социологических взглядов просветителей: разрыв с теологической интерпретацией истории, теория естественного права, теория прогресса человечества, попытки рационально обосновать развитие мировой истории, рационалистическая критика источников, элементы диалектического и материалистического подхода к исследованию истории, историзм и антиисторизм в трудах просветителей и определить специфику подхода к изучению истории во французском, немецком, английском и американском Просвещении. В ходе семинарских занятий также необходимо раскрыть индивидуальные особенности исторических взглядов Просветителей.