Для интенсивно развивающейся социально-культурной науки вопрос периодизации истории социально-культурной деятельности является чрезвычайно актуальным. В существующих учебниках и учебных пособиях — как современных, так и доперестроечных, периодизация истории социально-культурной деятельности дается без рассмотрения критериев и их системно-организующей характеристики. В учебных пособиях советского периода периодизация не опиралась на внутренние изменения социально-культурной сферы, а увязывалась с периодами социально-экономического и политического развития страны.
Проблемы периодизации заключаются в определении существенных признаков и содержательных принципов конкретного исторического периода развития общества. В периодизации необходимо различать концептуальную (смысловую) и хронологическую сторону. Термин «периодизация» означает деление исторического процесса на хронологические периоды, отличающиеся друг от друга определенными признаками или принципами существования.
В исторической науке наиболее широкое распространение получили три основных научных подхода к периодизации исторического развития: формационный, цивилизационный и общеисторический.
Формационный подходв качествеглавных критериев исторического процесса выдвигает социально-экономические признаки. Основной единицей классификации является тип общественно-экономической формации. В зависимости от типов экономического базиса выделяют 5 основных формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, буржуазную и коммунистическую.
Цивилизационный подход в основу классификации кладет причастность обществ к той или иной цивилизации.
Цивилизация — (от лат. civilis — гражданский, государственный) — 1) синоним культуры; в культурологической литературе употребляется также для обозначения материальной культуры. 2) Уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация.
Понятие «Цивилизация» появилось в 18 веке в тесной связи с понятием «культура». Французские философы-просветители называли цивилизованным общество, основанное на началах разума и справедливости. В 19 в. понятие «цивилизация » употреблялось как характеристика капитализма в целом, однако такое представление о цивилизации не было господствующим.
Не сложилось общепринятой классификации цивилизаций. Каждый автор проводит это деление по своим основаниям — хронологическим, пространственным, религиозным и т.п. Так, Н. Я. Данилевский сформулировал теорию общей типологии культур, или цивилизаций, согласно которой не существует всемирной истории, а есть лишь история культурно-исторических типов, имеющих индивидуальный замкнутый характер.
Хронологическая сетка цивилизационного развития отечественной истории может быть представлена как аграрная или традиционная) цивилизация (1Х век- до конца Х1Х века) и техногенная цивилизация ( конец Х1Х века- начало ХХ1 века). Каждый период проходит целый ряд этапов своего развития. Период- это промежуток времени, имеющий четко очерченные хронологические рамки. Этап – это часть периода, единого процесса развития.
Общеисторический подход к периодизации истории определяет
5 основных периодов:
1. первобытное общество ( Хронологические рамки — 40 тыс. до н.э. – конец IV тыс. до н. э.) Нет сведений о существовании славянских племен в этот период.
2. Древний мир. (IV тыс тыс. до н.э. славянские племена выделяются из индоевропейской языковой семьи и к V в. н.э. начинается расселение восточных славян по Днепру.
3. Средние века (V в. н.э. – IX в. н.э) – разложение первобытнообщинного строя, военная демократия., складывание предпосылок образования государства у восточных славян.
4. Новое время (сер. XVII – нач. XX в.)
5. Новейшее время (нач. XX в – нач. XXI в. )
Современные историки используют следующую периодизацию отечественной истории:
1. Древняя Русь — образование и становление древнерусского государства – 1Х- Х11 века;
2. Средневековая Русь — удельная раздробленность Руси –Х11- ХУ века;
3. Централизованное российское государство — объединение русских княжеств в единое государство – ХУ- ХУ11- века;
4) Российская империя ХУ111- Х1Х века;
5) Советская Россия — 20 — е годы — начало 90- х годов ХХ века
6) Современная Россия — начало 90-х годов ХХ века по ХХ1 век.
История социально-культурной деятельности как самостоятельная отрасль научного знания начала складываться в 60-70 годы ХХ века, когда появились труды Т.А.Ремизова, Л.С.Фрид, А.М.Брудного, А.М.Савченко, С.А.Пиналова, Г.И.Чернявского, А.П.Виноградова, М.П.Мазурицкого. В этих работах рассматривались исторические этапы развития внешкольного образования в России, типы культурно-просветительных учреждений и их роль в формировании мировоззрения общества, принципы и основные направления их деятельности, основные средства, формы и методы работы.
В последнее время внимание российских ученых к проблемам истории социально-культурной деятельности возросло, появились отдельные монографии и научные статьи, посвященные данной проблематике. Большой интерес представляют работы Т.Г.Киселевой (1), Ю.Д.Красильникова, Е.М.Клюско (2), Г.Я.Никитиной (3), Н.Н.Ярошенко, В.В.Туева, В.М.Рябкова, Е.В.Литовкина, А.Ф.Воловик, Г.Г.Волощенко. Однако следует отметить, что фундаментальные труды по отечественной истории социально-культурной деятельности от ее зарождения до современного периода, в которых была бы представлена целостная концепция истории досуга России, раскрывающая ее закономерности и динамику развития, в настоящее время отсутствуют.
В доперестроечных учебных пособиях периодизация не позволяла выявить существенные различия различных периодов и обосновать целесообразность их выделения, так как в ней содержались очень короткие периоды, например 1917-1920 и 1921-1925 годы.
Несколько другая периодизация дается в современных учебниках и учебных пособиях по истории культурно-досуговой. В них периодизация дается более укрупненно, и жестко не «привязывается» к социально-экономическим и политическим периодам страны. Расширены культурологические рамки истории культурно-досуговой, социально-культурной деятельности. Если в учебных пособиях история культурно-просветительной работы начиналась рассматриваться со второй половины XIX веке, то история культурно-досуговой и социально-культурной деятельности начинается с X века.
В доперестроечных учебных пособиях в советскую эпоху выделялось около двенадцати периодов, а в современном учебнике «Культурно-досуговая деятельность» с 1917 года и до настоящего времени выделено всего три периода (1917-1941 гг.; 1941-1945 гг.; 1946-1997 гг.). В учебной программе Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова выделено пять периодов (1917-1941 гг.; 1941-1945 гг.; 1945-1955 гг.; 1956-1990 гг. и социально-культурная деятельность в «посткоммунистической» России). Однако в этих учебниках не указаны критерии, которые положены в основу периодизации истории культурно-досуговой и социально-культурной деятельности.
Русское освободительное движение как методологическая основа периодизации истории культурно-просветительной работы в СССР. Характеристика основных этапов развития культурно-просветительной работы в России. В учебных пособиях А.М. Савченко, Л.С. Фрид, Т.А. Ремизовой дана характеристика 12 основных этапов культурно-просветительной работы в России. Периодизация истории досуга в России в работах А.М.Савченко: внешкольная работа в дворянский период русского освободительного движения (начало Х1Х века- 1861 год), внешкольное образование в разночинский период (1861-1895 гг.), внешкольное просвещение в пролетарский период (1895-1917 гг.), создание советской системы культурно-просветительной работы (1917-1920 гг.), культурно-просветительная работа в годы восстановления народного хозяйства (1921-1925 гг.), культурно-просветительная работа в годы индустриализации страны и восстановления народного хозяйства (1926-1932 гг.), культурно-просветительная работа в годы реконструкции народного хозяйства (1933-1941 гг.), культурно-просветительная работа в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.), культурно-просветительная работа в годы послевоенного восстановления народного хозяйства (1946-1958 гг.), культурно-просветительная работа в период развитого социализма (1959-1970 гг.), культурно-просветительная работа в период строительства социализма (1970-1985 гг.), культурно-просветительная работа в период перестройки (1985-1991 гг.).
Педагогический подход к характеристике истории социально-культурной деятельности в России дан в работах Т.Г.Киселевой и Ю.Д.Красильникова. (6 периодов): воспитание и просвещение на Руси в догосударственный период в У1-1Х веках, воспитание и просвещение в Древней Руси в 1Х-Х1У веках, социально-культурный уклад России в ХУ – ХУ11 веках, просвещение и возникновение социально-культурных общностей в ХУ111 веке, общественно-политическое движение и досуг в Х1Х – начале ХХ века, социально-культурные процессы в советское и постсоветское время с 1917 года по настоящее время.
Сословно-досуговый подход к исследованию культурно-досуговой деятельности в России представлен в работах Г.Я.Никитиной и Е.М.Клюско. Клюско (8 периодов): досуг в России Х — ХУ11 веков, досуговые формы деятельности различных сословий общества в ХУ111- первой половине Х1Х веков, просветительная деятельность в 1917-1941 годах, деятельность культурно-просветительных учреждений в годы Великой отечественной войны 1941-1945 годов, культурно-досуговая деятельность в 1945-1970 годах, культурно-досуговая деятельность в 1971-1985 годах, досуговая деятельность в период перехода к рыночным отношениям в 1985-1995 годы, социально-культурная деятельность с 1995 года по настоящее время.
Системный подход к периодизации отечественной истории социально-культурной деятельности изложен в работах Е.В.Литовкина. Он рассматривает (8 периодов): фольклорный досуг (до Х века), религиозно-фольклорный досуг (Х — ХУ11 века), светско-религиозный досуг (ХУ11 век — вторая половина Х1Х века), внешкольное образование (вторая половина Х1Х века – начало ХХ века), политико-просветительная работа (1920-1945гг.), культурно-просветительная работа (1945-1985 гг.), культурно-досуговая деятельность (1985-1990-е годы), социально-культурная деятельность (с 1990-х годов по настоящее время).
Характеристика сословных форм досуга в российской истории социально-культурной деятельности в учебном пособии Н.Ф.Максютина.
Динамика развития понятия «социально-культурная деятельность» и основные подходы к периодизации истории отечественных клубов в работах В.В.Туева. Периодизация истории досуга в России в работах В.В.Туева (6 периодов) внешкольное просвещение (первая половина Х1Х века – 1861 год), внешкольное образование (1861-1917 годы), политико-просветительная работа (1917-1927 годы), культурно-просветительная работа (1927- 1985 годы), культурно-досуговая деятельность (1985-1995 годы), социально-культурная деятельность (с 1995 года по настоящее время).
Характеристика основных форм просветительной и развлекательной культуры России в многотомной антологии В.М.Рябкова. 4 периода: культурно-досуговая деятельность на Руси в 1Х -ХУ11 веках, культурно-досуговая деятельность в России в эпоху Петра 1 конца ХУ11- начала ХУ111 веков, культурно-досуговая деятельность в России в Х1Х веке – начале ХХ века, культурно-досуговая деятельность в советский период российской истории (10 этапов) — 1917-1920 гг., 1920-1927гг., 1927-1930 гг., 1930-1940 гг., 1940-1950гг, 1950-1960 гг., 1960-1970 гг. 1970-1980 гг., 1980-1985 гг., с 1985 года по настоящее время).
Таковы основные современные подходы к периодизации истории социально-культурной деятельности в России.