Самое интересное

Цель дипломной работы состоит в изучении налогового потенциала региона на примере Кемеровской области

 

Здравствуйте Уважаемые члены государственной аттестационной комиссии, меня зовут Слугина Оля, представляю Вашему вниманию дипломную работу на тему: Налоговый потенциал региона (на примере Кемеровской области).(Слайд 1)

Цель дипломной работы состоит в изучении налогового потенциала региона на примере Кемеровской области, позволяющем дать полную оценку налоговых возможностей региона и выявить пути его увеличения. (слайд 2)

Начну с понятия налогового потенциала, налоговый потенциал максимально возможная сумма начисленных налогов и сборов, которая может быть собрана в региональный бюджетза определенный промежуток времени в условиях действующего законодательства.(слайд 3)

Формирование налогового потенциала можно представить в виде схемы. (слайд 4)

Воздействие социально-экономических показателей на динамику поступления налогов и сборов и, следовательно, на налоговый потенциал очевидно. Рост объемных показателей производства ведет к росту налоговой базы и к увеличению начислений и поступлений налогов и сборов. Уменьшение прибыли организаций, а также рост числа убыточных предприятий ведет к прямым налоговым потерям.

Налоговое планирование и прогнозирование включает определение налоговых баз по налогам, мониторинг изменения их динамики и структуры, расчет показателей поступления налогов, объемов выпадающих доходов, состояния задолженности по налоговым платежам, оценку результатов изменения налогового законодательства. Прогнозирование налоговых поступлений представляет собой оценку налогового потенциала.

С помощью налогового регулирования осуществляется воздействие на развитие производства путем изменения налоговой ставки, применения налоговых льгот, т.е. создавая благоприятные условия для развития производства, расширения налоговой базы и роста налоговых поступлений.

Таким образом, исходя из экономического содержания, налоговый потенциал характеризуется уровнем сбора налоговых доходов. Уровень налоговых поступления в бюджетную систему определяется в процессе составления планов, прогнозов.

Изучение процессов поступления налогов и сборов в бюджетную систему Кемеровской области за период 2008–2010 гг. позволило сделать следующие выводы. Более 90% всех налоговых поступлений областного бюджета формируется за счет 5 основных налогов (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, акцизы и налог на добычу полезных ископаемых, налог на имущество организаций), причем доля этих налогов в суммарном объеме поступлений постоянно увеличивается. Наибольший рост поступлений обеспечивается за счет увеличения поступлений налога на прибыль организаций. Почти половина всех поступлений формируется за счет налога на прибыль: в среднем за период 2008–2010 гг. доля этого налога составила 45,3%. Доля поступлений налога на добычу полезных ископаемых в среднем составляла 6,8%, налога на доходы физических лиц – 28,5%, акцизов – 4,8%.  (слайд 5).

Необходимо определить структуру налоговых поступлений в консолидированный бюджет по видам экономической деятельности. Она достаточно стабильна: почти половина всех поступлений формируется предприятиями промышленности, далее следуют оптовая и розничная торговля, транспорт и связь, строительство. Основной составляющей поступлений по налогам и сборам является добыча полезных ископаемых. Его доля в структуре поступлений равна 23,9%.

Второй по величине составляющей поступлений является оптовая и розничная торговля ВЭД – 22,9%. Доля вида деятельности «обрабатывающие производства» в структуре ВЭД – 11,7%.

Доля транспорта и связи в структуре ВЭД – 7,5%. Доля производства и распределения электроэнергии, газа и воды в структуре ВЭД – 7,2%.(слайд 6)

В федеральный бюджет за 2010г. поступило 22,2 млрд. руб. налогов и сборов, что на 8,8 млрд. руб. больше поступлений 2009г. и на 11 млрд. руб. меньше поступлений 2008г. Снижение поступлений обусловлено отменой ЕСН и передачей администрирования страховых взносов в Пенсионный Фонд. В структурном составе налоговых и неналоговых доходов федерального бюджета в 2008–2010гг. существенные изменения произошли в отношении налога на прибыль, так в 2008 г. объем поступлений в федеральный бюджет составлял 13,4 млрд. руб., а в 2009 г. 9,9 млрд. руб. Снижение поступлений по налогу на прибыль вызвано снижением ставки по налогу на прибыль с 24% до 20%, а также сокращением прибыли, полученной предприятиями, добывающими топливно-энергетические полезные ископаемые, металлургического производства и торговли в основном за счет снижения цен на основные виды выпускаемой продукции. В 2010 г. большую долю суммарных поступлений налогов и сборов в федеральный бюджет составил налог на добавленную стоимость 15,8 млрд. руб., против 16 млрд. руб. в 2008г. Основной причиной снижения поступлений налога на добавленную стоимость является увеличение заявленных вычетов и возмещения налога из бюджета.(слайд 7)

Состояние задолженности по налоговым платежам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему в определенной степени свидетельствует об уровне результативности налогового администрирования.

Задолженность по налоговым платежам, пеням и налоговым санкциям увеличилось в течение рассматриваемого периода. Произошло изменение структуры общей задолженности в сторону увеличения задолженности по налоговым платежам и соответственного увеличения задолженности по уплате пеней и налоговых санкций. В последние годы, несмотря на сложную ситуацию в экономике, отмечается стабильный рост налоговых поступлений. Показатели, заложенные в федеральном бюджете, исполняются. На протяжении последних лет задолженность перед бюджетом стабильно снижалась. Однако из-за последствий мирового экономического кризиса, оказавшего негативное влияние на финансовое состояние организаций всех отраслей экономики, в 2009 и 2010 годах она начала расти. В общей структуре задолженности на 1 апреля 2010 года 1/3 составляет
задолженность, возникшая более трех лет назад, которая в основном значится за предприятиями-банкротами. Более половины задолженности — долги, практически нереальные к взысканию.
ФНС России готовит предложения по реализации комплекса мероприятий, направленных на списание «старой» задолженности, невозможной к взысканию. Вместе с тем перед налоговыми органами стоит задача по повышению эффективности взыскания задолженности, недопущения ее образования по вине специалистов инспекций с безусловным соблюдением процедурных сроков. Пробуется в полной мере задействовать механизм погашения задолженности через субсидиарную ответственность руководителей и учредителей.