Самое интересное

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКАМ С ПОВЫШЕННОЙ ТРЕВОЖНОСТЬЮ

Тревожность является естественной и обязательной особенностью личности Это вид эмоционального состояния, функция которого состоит в обеспечен* безопасности субъекта на личностном уровне. У каждого человека существу с. свой оптимальный уровень тревожности, так называемая полезная тревожное! i Детская тревожность — явление нередкое и с возрастом, как правило, проходи: Но как показали многие исследования (МИ. Буянов, А.И.Захаров, E.H. Кравио ва, В В. Лебединский, Д.И. Лешли др.), если взрослые невнимательно относятс« к детским страхам и заботам, то в дальнейшем они не исчезают бесследно, : способствуют возникновению комплексов, препятствующих полноценному развитию личности Повышенная тревожность — это серьезный эмоциональна барьер, осложняющий жизнь ребенка. С точки зрения A M. Прихожан, Р.В. О* чаровой, А С. Спиваковской и др., существует 3 вида повышенной тревожное — младших школьников: учебная, самооценочная, межличностная. Причина- учебной 1ревожности являются школьная дезадаптация (трудности в обучени негативное или безразличное отношение педагога к ребенку и т.п.). Межличк стная тревожность возникает из-за недостатка эмоциональной поддержки, гас ви со стороны взрослых, неприятия ребенка другими детьми. Самооцсночна* тревожность развивается и укрепляется в результате заниженной самооценю неуверенности, аутическнх или афессивных тенденций поведения ребенка. Проблема преодоления повышенной тревожности, с точки зрения E.H. Рйгоиз распадается на две: 1) проблема овладения состоянием тревожности; 2) проб/к ма снятия и устранения тревожности как относительно устойчивого личностне образования

Организованное совместно со студентами НиМНО исследование а нача_1 ных классах школ г Иркутска позволило выделить 3 вида повышенной трево» ности: учебную, самооценочную и межличностную Тест тревожности Р Тэмда, М. Дорки и В. Амена использовался с целью выявления повышенной меж­личностной тревожности.

Особый интерес для исследователей представила адаптированная методика «Неоконченные предложения». Исследователь обращался к ребенку со следую­щей инструкцией: «Мы сейчас с тобой поиграем. Я тебе буду говорить предло­жения, а ты как можно быстрее закончи их. Говори первое, что придет в голо­ву». Работа с каждым ребенком проводилась в быстром темпе. Испытуемый должен был закончить следующие фразы: 1. Моя мама … 2. Мой друг …. 3. Ес­ли меня наказывают, то … 4. Я играю чаще всего … 5. Мои сны … 6. Боюсь … 7. Моя мечта …. 8. Моя мама и я … 9. Сделал бы все, чтобы забыть … 10. Не люблю, когда меня … 11. Плачу, когда … 12. Когда меня спрашивают … 13. Мой папа и я … . 14. Когда смотрю «ужасы» по телевизору … 15. Когда я один дома … 16. Моя учительница … 17. Когда меня мама ругает … 18. Больше всего люблю … 19. Когда прихожу в школу … 20. Когда бывает темно… и т.д.

Все неоконченные предложения были разделены на 6 групп: 1 группа выяв­ляла отношение ребенка к отцу; 2 группа — отношение к матери; 3 группа опре­деляла отношение к себс; 4 группа — отношение к сверстникам; 5 группа — от­ношение к школе; 6 группа выявляла страхи, опасения ребенка. Данная методи­ка позволила собрать дополнительную информацию о причинах страхов и бес­покойств детей, выявить повышенный уровень учебной, самооценочной и меж­личностной тревожности.

Исследование показало, что из общего числа учащихся 1-х классов было вы­делено 25%, для которых характерна повышенная тревожность. В то же время для исследователей оказалось значимым то, что в выделенной группе младших школьников с повышенной тревожностью, учебная тревожность, как личностное образование, характерна для 35% детей, межличностная и самооценочная повы­шенная тревожность — для 65% первоклассников.

Для коррекционной работы с выявленными группами детей были разрабо­таны и внедрены 2 программы психолого-педагогической помощи, направлен­ной на устранение повышенной тревожности младших школьников. Для этого были использованы экспериментальные материалы Т.Д. Зинкевич, А.М. Михай­ловой, Н.В. Самоукиной, А С. Спиваковской, М.И. Чистяковой и др. В содержа­ние занятий входили элементы изотерапии, музыкотерапии, библиотерапии, сказкотерапии, подвижные игры, пантомима и т.п.. Каждая программа состояла из 3 этапов: 1 этап — ориентировочный; 2 этап — реконструктивный; 3 этап — закрепляющий (всего 20-24 занятия). Коррекционные занятия проводились 1-2 раза в неделю. По окончании реализации программ психолого-педагогической помощи младшим школьникам с повышенной тревожностью . была проведена работа с целью выявления уровня тревожности у учащихся 1-х классов. Для этого были использованы тс же методы и методики исследования, которыми пользовались на этапе констатации Оказалось, что для первоклассников с учеб­ными проблемами на данном этапе исследования характерна адекватная учебная тревожность Что касается детей с повышенной самооценкой и межличностной тревожностью, исследователи вновь выявили проблемы детей во взаимоотноше­ниях с окружающими (выявлено 22% первоклассников от общего числа детей.

для которых характерна повышенная тревожность). Это обусловило дальней­шую коррекционную работу, направленную на оказание психолого- педагогической помощи с целью снятия повышенной самооценочной и межлич­ностной тревожности младших школьников.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что основными направлениями устранения повышенной тревожности младших школьников яв­ляются:

Также были выработаны рекомендации учителям и родителям, направленные на оказание помощи младшим школьникам с повышенной тревожностью:

Самым главным в общении и взаимодействии с младшим школьником с по­вышенной тревожностью является: обеспечение сферы успеха и самореализа­ции, введение максимально щадящего режима в сфере неуспеха, снижение зна­чимости сфер неуспеха, создание эмоционально-теплого характера взаимоотношений с ребенком.