Самое интересное

Анализ причин повреждений и отказов контактной сети Западно-Сибирской ж.д.

Для устройств электроснабжения опыт эксплуатации является единственным источником  информации для анализа надежности.

         С 1998 года наметилась тенденция роста повреждаемости контактной сети – за 4 года с 1998 года рост повреждаемости составил 153 %. Средняя удельная повреждаемость контактной сети – это число отказов на 100 км развернутой длины контактной сети. В 2001 году этот показатель в целом по хозяйству составил 1,75 отказа на 100 км. Тогда как в 1998 году хозяйство электроснабжения имело 0,692 отказа на 100 км. Причем повреждаемость устройств растет как контактной сети постоянного тока (1,847 в 2001 году против 0,731 в 1998 году), так и контактной сети переменного тока (в 2001 году – 1,383, в 1998 году – 0,551).

         Частично рост повреждаемости устройств контактной сети можно объяснить возросшими с 1998 года размерами движения, но основным показателем, влияющим на рост повреждаемости остается низкий уровень квалификации обслуживающего персонала.

         Все повреждения на контактной сети следует разделить на 3 группы:

В 2001 году было допущено 309 повреждений устройств контактной сети, из них 205 повреждений по вине обслуживающего персонала дистанций электроснабжения.

Так в 2001 году общее число отказов в работе устройств контактной сети по этим группам повреждений распределились так:

Обслуживающий персонал дистанций электроснабжения может активно влиять не только на повреждения контактной сети первой группы, но также на количество повреждений устройств по вине локомотивного хозяйства. Это число зависит от содержания токоприемников, надежности электровозов и электропоездов. Проверкам качества содержания токоприемников в локомотивных депо по прежнему уделяется недостаточно времени и внимания. В результате из-за неисправности токоприемников число повреждений контактной сети возросло с более, чем в два раза по сравнению с 2000 годом. В 2001 году допущен 41 случай повреждений контактной сети по вине локомотивного хозяйства, тога как в 2000 году таких повреждений было всего 19.

     В 2001 году увеличилась продолжительность ликвидации повреждений, что напрямую сказалось на увеличении задержек поездов по вине дистанций электроснабжения. На увеличение времени восстановления сказалось увеличение протяженности перегонов, соответственно увеличением времени на подъезд к месту повреждения, увеличение размеров движения.

Вместе с тем большие потери времени происходят из-за задержки сбора (вызова) восстановительных бригад.

     Наименее надежными элементами, дающими наибольший процент повреждений являются провода и струны, на участках переменного тока – также изоляторы.

     21% от общего числа повреждений – это повреждения проводов контактной сети – 95 повреждений. Причем 80 из них на контактной сети постоянного тока, 15 – на переменном токе. 16 повреждений – это повреждения питающих, усиливающих проводов, шлейфов, проводов обратного тока. Износ проводов стал причиной 3 повреждений. Сложные метеоусловия (гололед, ветер, низкая температура) привели к                                                                                                                               9 повреждениям проводов.       25 повреждений проводов произошло из-за постороннего влияния (набросы посторонних предметов, падение деревьев). 19 повреждений из-за недостатков эксплуатации. 43 повреждения проводов вызваны неисправностями электроподвижного состава.

      По характеру повреждений – 26 пережогов, 16 обрывов, 15 случаев разрегулировки контактных проводов.

     27% отказов из-за повреждения струн. – 56 повреждений всего, из них 47 на контактной сети постоянного тока, 9 – на переменном токе. 56 отказов — это обрывы струн, причем 55 из них по износу.

     Наибольшее количество отказов по обрыву струн контактной сети допущено в Тайгинской и Беловской дистанциях электроснабжения. В Омской дистанции электроснабжения из-за обрыва струны заработан брак.

     9% от общего числа отказов – это повреждения изоляторов – 19 повреждений, причем только 5 из  них на постоянном токе, 14 повреждений изоляторов на контактной сети переменного тока, половина из них в Алтайской дистанции электроснабжения. По виду изоляторов наибольшее число повреждений получили подвесные фарфоровые изоляторы( 12 на переменном токе, 2 на постоянном токе, 7 из них из-за старения. 74% — электрические повреждения изоляторов ( пробой, перекрытие). 26% — это механические повреждения изоляторов.

     11% от общего числа отказов – это повреждения, связанные с разрегулировкой воздушных стрелок – 23 случая, причем 19 из них на постоянном токе, 4 случая на переменном токе. 22 случая разрегулировок воздушных стрелок допущено из-за недостатков эксплуатации. Из-за разрегулировки воздушных стрелок допущено 2 брака – ЭЧ Барабинск, ЭЧ Алтайская. Наибольшее число отказов по этой причине допущено в Тайгинской дистанции электроснабжения.

     Из всего изложенного следует, что при возрастающей грузонапряженности Западно-Сибирской железной дороги, увеличения числа тяжелых поездов весом до 12 тысяч тонн, практика сдваивания поездов, как порожняков так и груженых,  требуют особого внимания к созданию условий безотказной работы и обеспечения 100% надежности работы