Автогражданка: лобби страховщиков побеждает

В истории с законом об «автогражданке» — очередные отсрочки. 12 мая 2004 года депутаты Госдумы должны были рассмотреть концепцию поправок в закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ОСАГО), подготовленную правительством совместно с Комитетом по кредитным организациям и финансовым рынкам Госдумы. Однако вопрос был вновь исключен из повестки дня пленарного заседания. А 13 мая Совет палаты принял решение о переносе парламентских слушаний по ОСАГО с 15 июня на последнюю декаду июня. Официальная формулировка: «из-за занятости депутатов в связи с работой в регионах». Истинная же причина ясна — политическая составляющая снижения тарифов автострахования после федеральных выборов уже неактуальна.

Поправки к закону «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» — один из «подвисших» проектов, доставшихся в наследство нынешней Думе от прошлого созыва. Он наделал немало шума в предвыборную кампанию. Активно лоббируемые в правительстве страховщиками, поправки были написаны таким образом, чтобы «выжать» из автомобилиста как можно больше денег. Естественно, это давало политическим партиям богатый материал для разыгрывания предвыборной карты «защиты интересов трудящихся».

Несмотря на многочисленные протесты, принятый ранее закон начал действовать с 1 января 2004 года. В результате многие автовладельцы, не спешившие оформлять обязательный страховой полис, уже в новогодние праздники попали под санкции. Только в Москве, по данным ГИБДД, было оштрафовано более 200 тысяч водителей на сумму от 500 до 800 рублей за отсутствие полиса автострахования.

Главный вопрос, вокруг которого продолжают кипеть страсти — завышенные тарифы автострахования. Депутат Госдумы, традиционно защищающий права автолюбителей, Виктор Похмелкин считает, что они должны быть обоснованы экономически. В настоящий момент их размер определен не просто произвольно, а с соблюдением исключительно интересов страховых организаций.

Страховщики, со своей стороны, по-прежнему призывают не торопиться с принятием решения об изменении ставок по ОСАГО, ссылаясь на необходимость накопления статистики страховых случаев.

Считается, что в случае снижения тарифов в 1,5-2 раза крупные страховые компании уйдут с рынка — этот бизнес якобы станет убыточным. Однако имеющаяся статистика говорит о том, что страховщики не остаются в накладе. Так, с 1 июля по 1 февраля в России было заключено 16 млн договоров ОСАГО. Общая страховая премия — 32,2 млрд. руб. Сумма выплат — 1,6 млрд руб. Средняя по стране стоимость страхового полиса — 2 тыс. руб. Средняя сумма страховой выплаты — 20 тыс. руб. По данным на февраль, «Росгосстрах» собрал страховых премий на 12,8 млрд рублей, выплатил по страховым случаям 910 млн.; «РЕСО-Гарантия» собрал 3,62 млрд, выплатил 196 млн.; «Ингосстрах» собрал 1,98 млрд., выплатил 159 млн.; «Альфа-Страхование» собрал 679 млн, выплатил 57,5 млн.; «РОСНО» собрал 680 млн, выплатил 27,7 млн. Таким образом, по данным за семь месяцев, ни у одной из страховых компаний выплаты по ОСАГО не превысили даже 10% от собранных премий, а в целом по стране из собранных денег на покрытие убытков потрачено около 5%.

К настоящему моменту в Госдуме находится несколько сотен поправок к закону об ОСАГО. Самые большие шансы на прохождение через парламент имеют поправки, подготовленные фракцией «Единая Россия». Автором их является депутат Александр Коваль, занимающий по совместительству должность президента Всероссийского союза страховщиков (ВСС). Справедливости ради надо отметить, что в проекте «единороссов» учтены замечания президента, высказанные им во время декабрьской «прямой линии» с народом, о том, что для «некоторых категорий граждан тарифы обременительны». В результате появилась поправка, касающаяся пенсионеров и инвалидов первой и второй групп — они получат скидку в 30% (но только на один автомобиль отечественного производства возрастом до пяти лет). Также предлагается сократить срок страхования до трех месяцев и ввести полис «выходного дня». Основной из расчетных коэффициентов — территориальный — предлагается внести в базовую ставку тарифа. Правда, подобное изменение в структуре страховых тарифов никак не скажется на стоимости полиса. Без изменения остается и базовая ставка для физических лиц.

Никто не сомневается в том, что эта фракция без труда наберет необходимые для принятия законопроекта 226 голосов. Но Комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам Госдумы, являющийся профильным по этому законопроекту, и его председатель Владислав Резник (к слову сказать, также «выходец» из страховщиков) не спешат инициировать рассмотрение закона об ОСАГО.

Очевидно, процесс пойдет тогда, когда «сверху» будет дана четкая «отмашка». Пока в правительстве идет борьба, однако лобби страховщиков действует успешнее. Остальным гражданам остается лишь наблюдать и ждать исхода этого неравного сражения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector