В «Дуэли», N13 за текущий год на последней странице напечатаны домыслы двух читателей по поводу трактовки евангельских слов «блаженны нищие духом». Первый (Ю. Цибулин) благоразумно устраняется от выдвижения собственного мнения и приводит «авторитетное» утверждение из «Толкового молитвенника», которое гласит, что «нищие духом», это «люди, любящие делать добро». Хочется сказать господину Цибулину: молитвенник плохому не научит, но правды не скажет и мыслить не поможет. Читайте да разумейте! Порой не грех и в словарь заглянуть, и мозгами пошевелить.
Второй (В. Мигунов) — тоже по-своему молодец: творчески подошел к вопросу, проанализировал несколько своих вариантов и остановился на таком: писать, читать и понимать следует — «блаженны нищие — духом!». Сиречь: блаженны нищие (чем?) — духом. Это все равно, что «зелены кузнечики — травою» или «вкусен борщ — аппетитом» и так далее…
Да, велик и могуч русский язык, как океан! Неумеющий плавать и на бревне потонет, а умеющий — без бревна до берега не доплывет. Так что давайте разбираться, поскольку слова эти («блаженны нищие духом») во все времена были камнем преткновения. Открою секрет: в них промысел Божий, желание, чтобы человек задумался!
Во-первых, чтобы понять смысл слов, не стоит вырывать их из контекста. Поэтому рассмотрим предложение целиком: «Блаженны нищие духом, яко тех есть Царство Небесное». Иисус в Заповедях Блаженства строит фразы по схеме, которая является поэтическим приемом. Данное предложение состоит из трех смысловых частей:
1. «Блаженны» — каковы?
2. «нищие духом» — кто?
3. «яко тех есть…» — почему?
Рассмотрим каждую часть. Итак, вооружимся «бревном» — возьмем в руки Церковно-Богослужебный словарь и вперед!
1. Странно, что ни тот, ни другой из методологических оппонентов не задался вопросом: что такое «блаженны»? Неужто знают? Коренное слово «благо» означает «добро». «Блаженный человек» — это значит «пребывающий в благе», или попросту — благополучный, счастливый, довольный. Слово «блаженный» еще по традиции адресуется «юродивым», то есть психически ненормальным людям, которые постоянно испытывают счастье и всем довольны вопреки своей бедности. Существует еще несколько однокоренных слов, которые обогащают наше понимание сути вопроса: «ублажить» — удовлетворить, «блажь» — желание получить удовольствие, «блядь» — похотливая личность, одержимая блажью. Пусть нас не смущает последнее слово, потому что оно стало нецензурным в сравнительно недавнее время. Это слово — бранное, грубое, резкое, но оно встречается в Богослужебных текстах — в канонах и стихирах.
Итак, выберем из этого обилия подходящее слово — «счастливы».
2. Словосочетание «нищие духом» мы не имеем права разделять дефисом, потому что оно КАНОНИЧНО! В церковном понимании эти слова толкуются, как «смиренные». Почему?
Слово «нищий» означает «низкий», то есть скудный, бедный, слабый, не имеющий иных средств к существованию, кроме прошения подаяний. Но в данном случае к слову «нищие» приставлено дополнение «духом», то есть имеется в виде не материальное, а духовное состояние человека. Это означает, что такой человек постоянно находится в духовной нужде — не имеет тепла, ласки, доброго отношения, ему не везет в жизни, он неудачник и простак. И поэтому ему ничего не остается, как надеяться на Божию милость, молиться, просить благодати и уповать на духовную поддержку. «Нищий духом» — это человек, униженно просящий милостыню у Святого Духа, проявляющий СМИРЕНИЕ. Это определение несет в себе нравственное качество, которое, по мнению Иисуса, является главной добродетелью, особой заслугой перед Богом, за которую обязательно последует награда.
3. Определение награды за духовную заслугу, то есть за «смирение», заключено в словах: «яко тех есть Царство Небесное», что означает «ибо таковым принадлежит Царство Небесное». Тут надо обратить особое внимание на акцент, относящийся к слову «таковым» — «яко ТЕХ есть…»
Теперь сформулируем фразу современным языком:
«Счастливы смиренные, ибо таковым принадлежит Царство Небесное».
Эти слова являются шифром-посланием, который от века к веку все полнее и полнее открывает духовную (этическую) связь Человека с Богом. Возьму на себя смелость составить данное предложение в современном смысловом значении:
«Благословенны те, кто стремится постичь Истину, ибо таковым откроются Тайны Мироздания».
На церковно-славянском это прозвучит так:
«Блаженны нищие разумом, яко тех есть Божее достояние».