БЛАЖЕННЫ НИЩИЕ РАЗУМОМ

В «Дуэли», N13 за текущий год на последней странице напечатаны домыслы двух читателей по поводу трактовки евангельских слов «блаженны нищие духом». Первый (Ю. Цибулин) благоразумно устраняется от выдвижения собственного мнения и приводит «авторитетное» утверждение из «Толкового молитвенника», которое гласит, что «нищие духом», это «люди, любящие делать добро». Хочется сказать господину Цибулину: молитвенник плохому не научит, но правды не скажет и мыслить не поможет. Читайте да разумейте! Порой не грех и в словарь заглянуть, и мозгами пошевелить.

Второй (В. Мигунов) — тоже по-своему молодец: творчески подошел к вопросу, проанализировал несколько своих вариантов и остановился на таком: писать, читать и понимать следует — «блаженны нищие — духом!». Сиречь: блаженны нищие (чем?) — духом. Это все равно, что «зелены кузнечики — травою» или «вкусен борщ — аппетитом» и так далее…

Да, велик и могуч русский язык, как океан! Неумеющий плавать и на бревне потонет, а умеющий — без бревна до берега не доплывет. Так что давайте разбираться, поскольку слова эти («блаженны нищие духом») во все времена были камнем преткновения. Открою секрет: в них промысел Божий, желание, чтобы человек задумался!

Во-первых, чтобы понять смысл слов, не стоит вырывать их из контекста. Поэтому рассмотрим предложение целиком: «Блаженны нищие духом, яко тех есть Царство Небесное». Иисус в Заповедях Блаженства строит фразы по схеме, которая является поэтическим приемом. Данное предложение состоит из трех смысловых частей:

1. «Блаженны» — каковы?

2. «нищие духом» — кто?

3. «яко тех есть…» — почему?

Рассмотрим каждую часть. Итак, вооружимся «бревном» — возьмем в руки Церковно-Богослужебный словарь и вперед!

1. Странно, что ни тот, ни другой из методологических оппонентов не задался вопросом: что такое «блаженны»? Неужто знают? Коренное слово «благо» означает «добро». «Блаженный человек» — это значит «пребывающий в благе», или попросту — благополучный, счастливый, довольный. Слово «блаженный» еще по традиции адресуется «юродивым», то есть психически ненормальным людям, которые постоянно испытывают счастье и всем довольны вопреки своей бедности. Существует еще несколько однокоренных слов, которые обогащают наше понимание сути вопроса: «ублажить» — удовлетворить, «блажь» — желание получить удовольствие, «блядь» — похотливая личность, одержимая блажью. Пусть нас не смущает последнее слово, потому что оно стало нецензурным в сравнительно недавнее время. Это слово — бранное, грубое, резкое, но оно встречается в Богослужебных текстах — в канонах и стихирах.

Итак, выберем из этого обилия подходящее слово — «счастливы».

2. Словосочетание «нищие духом» мы не имеем права разделять дефисом, потому что оно КАНОНИЧНО! В церковном понимании эти слова толкуются, как «смиренные». Почему?

Слово «нищий» означает «низкий», то есть скудный, бедный, слабый, не имеющий иных средств к существованию, кроме прошения подаяний. Но в данном случае к слову «нищие» приставлено дополнение «духом», то есть имеется в виде не материальное, а духовное состояние человека. Это означает, что такой человек постоянно находится в духовной нужде — не имеет тепла, ласки, доброго отношения, ему не везет в жизни, он неудачник и простак. И поэтому ему ничего не остается, как надеяться на Божию милость, молиться, просить благодати и уповать на духовную поддержку. «Нищий духом» — это человек, униженно просящий милостыню у Святого Духа, проявляющий СМИРЕНИЕ. Это определение несет в себе нравственное качество, которое, по мнению Иисуса, является главной добродетелью, особой заслугой перед Богом, за которую обязательно последует награда.

3. Определение награды за духовную заслугу, то есть за «смирение», заключено в словах: «яко тех есть Царство Небесное», что означает «ибо таковым принадлежит Царство Небесное». Тут надо обратить особое внимание на акцент, относящийся к слову «таковым» — «яко ТЕХ есть…»

Теперь сформулируем фразу современным языком:

«Счастливы смиренные, ибо таковым принадлежит Царство Небесное».

Эти слова являются шифром-посланием, который от века к веку все полнее и полнее открывает духовную (этическую) связь Человека с Богом. Возьму на себя смелость составить данное предложение в современном смысловом значении:

«Благословенны те, кто стремится постичь Истину, ибо таковым откроются Тайны Мироздания».

На церковно-славянском это прозвучит так:

«Блаженны нищие разумом, яко тех есть Божее достояние».

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
",css:{backgroundColor:"#000",opacity:.6}},container:{block:void 0,tpl:"
"},wrap:void 0,body:void 0,errors:{tpl:"
",autoclose_delay:2e3,ajax_unsuccessful_load:"Error"},openEffect:{type:"fade",speed:400},closeEffect:{type:"fade",speed:400},beforeOpen:n.noop,afterOpen:n.noop,beforeClose:n.noop,afterClose:n.noop,afterLoading:n.noop,afterLoadingOnShow:n.noop,errorLoading:n.noop},o=0,p=n([]),h={isEventOut:function(a,b){var c=!0;return n(a).each(function(){n(b.target).get(0)==n(this).get(0)&&(c=!1),0==n(b.target).closest("HTML",n(this).get(0)).length&&(c=!1)}),c}},q={getParentEl:function(a){var b=n(a);return b.data("arcticmodal")?b:(b=n(a).closest(".arcticmodal-container").data("arcticmodalParentEl"),!!b&&b)},transition:function(a,b,c,d){switch(d=null==d?n.noop:d,c.type){case"fade":"show"==b?a.fadeIn(c.speed,d):a.fadeOut(c.speed,d);break;case"none":"show"==b?a.show():a.hide(),d();}},prepare_body:function(a,b){n(".arcticmodal-close",a.body).unbind("click.arcticmodal").bind("click.arcticmodal",function(){return b.arcticmodal("close"),!1})},init_el:function(d,a){var b=d.data("arcticmodal");if(!b){if(b=a,o++,b.modalID=o,b.overlay.block=n(b.overlay.tpl),b.overlay.block.css(b.overlay.css),b.container.block=n(b.container.tpl),b.body=n(".arcticmodal-container_i2",b.container.block),a.clone?b.body.html(d.clone(!0)):(d.before("
"),b.body.html(d)),q.prepare_body(b,d),b.closeOnOverlayClick&&b.overlay.block.add(b.container.block).click(function(a){h.isEventOut(n(">*",b.body),a)&&d.arcticmodal("close")}),b.container.block.data("arcticmodalParentEl",d),d.data("arcticmodal",b),p=n.merge(p,d),n.proxy(e.show,d)(),"html"==b.type)return d;if(null!=b.ajax.beforeSend){var c=b.ajax.beforeSend;delete b.ajax.beforeSend}if(null!=b.ajax.success){var f=b.ajax.success;delete b.ajax.success}if(null!=b.ajax.error){var g=b.ajax.error;delete b.ajax.error}var j=n.extend(!0,{url:b.url,beforeSend:function(){null==c?b.body.html("
"):c(b,d)},success:function(c){d.trigger("afterLoading"),b.afterLoading(b,d,c),null==f?b.body.html(c):f(b,d,c),q.prepare_body(b,d),d.trigger("afterLoadingOnShow"),b.afterLoadingOnShow(b,d,c)},error:function(){d.trigger("errorLoading"),b.errorLoading(b,d),null==g?(b.body.html(b.errors.tpl),n(".arcticmodal-error",b.body).html(b.errors.ajax_unsuccessful_load),n(".arcticmodal-close",b.body).click(function(){return d.arcticmodal("close"),!1}),b.errors.autoclose_delay&&setTimeout(function(){d.arcticmodal("close")},b.errors.autoclose_delay)):g(b,d)}},b.ajax);b.ajax_request=n.ajax(j),d.data("arcticmodal",b)}},init:function(b){if(b=n.extend(!0,{},a,b),!n.isFunction(this))return this.each(function(){q.init_el(n(this),n.extend(!0,{},b))});if(null==b)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect parameters");if(""==b.type)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"type\"");switch(b.type){case"html":if(""==b.content)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"content\"");var e=b.content;return b.content="",q.init_el(n(e),b);case"ajax":return""==b.url?void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"url\""):q.init_el(n("
"),b);}}},e={show:function(){var a=q.getParentEl(this);if(!1===a)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect call");var b=a.data("arcticmodal");if(b.overlay.block.hide(),b.container.block.hide(),n("BODY").append(b.overlay.block),n("BODY").append(b.container.block),b.beforeOpen(b,a),a.trigger("beforeOpen"),"hidden"!=b.wrap.css("overflow")){b.wrap.data("arcticmodalOverflow",b.wrap.css("overflow"));var c=b.wrap.outerWidth(!0);b.wrap.css("overflow","hidden");var d=b.wrap.outerWidth(!0);d!=c&&b.wrap.css("marginRight",d-c+"px")}return p.not(a).each(function(){var a=n(this).data("arcticmodal");a.overlay.block.hide()}),q.transition(b.overlay.block,"show",1*")),b.overlay.block.remove(),b.container.block.remove(),a.data("arcticmodal",null),n(".arcticmodal-container").length||(b.wrap.data("arcticmodalOverflow")&&b.wrap.css("overflow",b.wrap.data("arcticmodalOverflow")),b.wrap.css("marginRight",0))}),"ajax"==b.type&&b.ajax_request.abort(),p=p.not(a))})},setDefault:function(b){n.extend(!0,a,b)}};n(function(){a.wrap=n(document.all&&!document.querySelector?"html":"body")}),n(document).bind("keyup.arcticmodal",function(d){var a=p.last();if(a.length){var b=a.data("arcticmodal");b.closeOnEsc&&27===d.keyCode&&a.arcticmodal("close")}}),n.arcticmodal=n.fn.arcticmodal=function(a){return e[a]?e[a].apply(this,Array.prototype.slice.call(arguments,1)):"object"!=typeof a&&a?void n.error("jquery.arcticmodal: Method "+a+" does not exist"):q.init.apply(this,arguments)}}(jQuery)}var duplicateMode="undefined"!=typeof duplicateFlatPM&&duplicateFlatPM;document["wri"+"te"]=function(a){var b=document.createElement("div");ff(document.currentScript).after(b),flatPM_setHTML(b,a),ff(b).contents().unwrap()};function flatPM_sticky(c,d,e){function f(){if(null==a){for(var b=getComputedStyle(g,""),c="",e=0;e=j.top-h?j.top-h