КРИТЕРИИ ОБРАЗОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНО- ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ АВТОНОМИИ

В федеративном устройстве России особое место занимают нацио­нально — территориальные автономии. При теоретической разработке вопросов касающихся национально — территориальной автономии, обя­зательно необходимо учитывать предыдущий опыт науки советского государственного права в области теории автономии, естественно с уче­том ее идеологизированности и кардинальных изменений, происшедших в государственном устройстве России.

Так, например, из всех форм автономии фактически осталась лишь одна — автономный округ, сохранение единственной Еврейской авто­номной области следует рассматривать как дань традиции.

Правосубъектность в национально — территориальной автономии была признана и признается сейчас «не только за нациями и народно­стями, но и за национальными меньшинствами и этнографическими группами» (См.: Ким А.И., Муртаза-оглы Ф.А. Национальное меньшин­ство и этнографическая группа как субъекты советской автономии // Конституционное регулирование национального суверенитета и госу­дарственности в СССР. Свердловск, 1982. С. 105).

Для создания какого-либо автономного образования необходимо наличие определенных условий, и здесь мы полностью согласны с К.Д. Коркмасовой в том, что «наиболее стабильным критерием, на наш взгляд, является этнический момент (имеется в виду, конечно, нация, народность, компактно проживающая в пределах определенной терри­тории). Отсутствие его делает бессмысленным само существование на- цяональной государственности» (Коркмасова К.Д. Критерии форм на­циональной государственности в СССР // Советское государство и пра­во. 1970. № 11. С. 50). Близких позиций придерживаются К).Г. Судни- цын и А.И. Потапов. Они выделяют такие факторы, как: 1) волеизъявле­ние нации; 2)национальный состав населения; 3) территориальная рас­пределенность и компактность расселения национальностей; 4) количе­ственный состав населения; 5) географическое положение и размеры территории и другие условия. (См.: Судницын Ю.Г. Национально- государственное устройство СССР. Свердловск, 1979. С. 43-45; Потапов А.И. Теоретические проблемы советской автономии в условиях развито­го социализма // Конституционное регулирование национального суве­ренитета и государственности в СССР. Свердловск, 1982. С. 97-100).

Хотелось бы также добавить, к вышеупомянутым, такие факторы, как уровень развития национального самосознания и консолидации, ис­торически сложившийся характер и сложность межнациональных отно­шений.

Особое значение при формировании национально — территориаль­ной автономии приобретает учет экономической целостности террито­рии. Как отмечает В.А. Ржевский, «границы национально — территори­альных образований и областей, входящих в экономический район, не должны нарушаться, причем мелкие единицы входят как подрайон, бо­лее крупные образуют самостоятельный район и самые обширные обра­зуют в своем составе несколько районов». (Ржевский В.А. Территори­альная организация советского государства. Саратов, 1966. С. 70).

Однако главным фактором все же является национально — террито­риальная компактность, которая связана с наличием трех основных кри­териев, раскрывающих содержание этнической территории, как основы образования национально — территориальной автономии:

  1. Удельный вес — количество граждан коренной нации или народ­ности, давшей имя конкретной национально — территориальной автоно­мии в общей численности населения, проживающего на ее территории.
  2. Доля проживания — отношение численности коренной нацио­нальности в своем автономном образовании к общему числу лиц этой же национальности, проживающих на территории РФ.
  3. Компактность расселения — слитность проживания коренной на­циональности на этнической территории. Радвогин A.B. компактность трактует как расселение в границах определенной экономически более или менее целостной территории основной массы той или иной нации, которая по численности превосходит группы лиц этой же нации, прожи­вающей разрозненно в других местностях. (Радвогин A.B. О понятии советской национальной государственности // Советское государство и право. 1966. №7. С. 129).

Таким образом, все критерии образования национально — террито­риальной автономии можно разделить на объективные, к которым отно­сятся все вышеуказанные, и субъективный критерий, под которым по­нимается свободное волеизъявление нации.

В заключении хотелось бы отметить, что при решении националь­ных проблем национально — территориальная автономия должна созда­ваться в исключительных случаях с обязательным учетом всех указан­ных критериев. В других случаях, вполне достойную альтернативу на­ционально — территориальной автономии могут составить корпоративная и национально — культурная автономии, как предлагает В.А. Кряжков. (См.: Кряжков В.А. Правовые проблемы статуса коренных малочислен­ных народов России // Государство и право. 1994. № 6. С. 3-12).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector