Информационные продукты и услуги

 

Результатом функционирования информационного производства являются информационные продукты и услуги. В соответствии с ГОСТ 7.0-99 «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения» информационная продукция – это документы, информационные массивы, базы данных и информационные услуги, являющиеся результатом функционирования информационных систем.

Существуют различные подходы к определению понятий «информационные продукты», «информационные услуги». В данном учебном пособии в качестве рабочего используются определения.

Информационный продукт представляет собой результат создания или семантической переработки информации в документированной форме, допускающей многократное использование продукта в процессе удовлетворения информационных потребностей. Информационная  услуга предоставление пользователю информационных продуктов в соответствии с поступившим запросом или выявленной информационной потребностью называется.

    Примерами информационных продуктов могут служить статьи, монографии, аналитические обзоры,  аналитические доклады, аналитические прогнозы, аналитические справки, тематические подборки, рекламные объявления, планы,  итоговые финансовые отчеты, оперативные отчеты,   базы данных, видеофильмы,  электронные издания,  списки рассылки новостей и т.п.

   Примерами информационных услуг  могут служить выдача информации по запросам пользователей, выдача распечатки результатов поиска, поиск в режиме теледоступа, копирование, редактирование рукописи, проведение презентаций, проведение телеконференций, передача сообщений по электронной почте,  справочно-консультационные услуги и т.п.

    Потребительские свойства информационных продуктов и услуг, которые определяют их качество, во многом отличаются от потребительских свойств материальных объектов. Особенности потребительских свойств информационных продуктов и услуг связаны с особенностями свойств информации, которые проявляются, в частности, в том, что:

  1. Количество и качество информации не убывает по мере её потребления;
  2. Содержание информации не подвержено процессам физического старения;
  3.  Снижение актуальности (моральное старение) информации происходит по иным законам в сравнении с  материальным производством;
  4. Ценность информации всегда индивидуализирована и определена статусом потребителя;
  5. Одну и ту же информацию можно использовать в  различных областях человеческой деятельности,

     Информационная продукция характеризуется определённым составом показателей и критериев оценки качества. Под качеством продукции  понимается совокупность свойств продукции, обусловливающих её пригодность удовлетворять определённые потребности  пользователей в соответствии с её назначением. К важнейшим характеристикам качества информационных продуктов и услуг относятся: актуальность; полнота; точность; своевременность; избирательность; регулярность; доступность; удобство в обращении; защищенность от несанкционированного доступа и воздействия.

     За основу оценки качества любой продукции по каждому показателю принимается значение базового показателя, выявляемого с учётом мировых достижений в соответствующий период времени. Управление формированием качества предполагает, что необходимый уровень качества должен: устанавливаться с учётом мировых достижений, обеспечиваться в ходе производственного процесса, поддерживаться в условиях эксплуатации.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector