КАЧЕСТВО ТОВАРА КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

К.А. Павлюкевич, Н.Б. Егорова В начале нашего столетия в связи с возрастанием сложности про­дукции проблема обеспечения качества значительно обострилась. Уже нельзя было ограничиться проведением только технического контроля, требовались какие-то дополнительные меры.

В 20-х годах начали разрабатываться и внедряться статистиче­ские методы контроля, появились специальные контрольные карты и методы выборочного контроля. В 30-40-е годы новые требования к качеству продукции, привели к дальнейшему развитию отдельных элементов управления качеством, внедрению более сложных методов его обеспечения. В послевоенный период технический прогресс обу­словил необходимость освоения и выпуска в короткие сроки высоко­качественней продукции. Это привело к созданию техники управле­ния качеством, разработке новых способов его повышения. В первую очередь управление качеством получило широкое внедрение в отрас­лях, обеспечивающих научно-технический прогресс. Это радио- тех­ника, электроника, автоматика, химия, авиация, ракетная техника и другие отрасли.

Главным достижением в области повышения качества в 60—70-е гиды является системный подход к управлению качеством и на его основе создание систем управления качеством на разных уровнях управления. Началом системного подхода в к управлению качеством продукции в нашей стране считают разработку и внедрение системы бездефектного изготовления продукции (БИЛ) и сдачи ее ОТК (оцен­ка товарного качества) и заказчикам с первого предъявления. Внедре­нию БИЛ предшествовала сложившаяся система контроля, когда ра­бочие, мастера, руководители предприятия отвечали за выполнение производственной программы и, фактически, не отвечали за качество продукции. Ответственность за качество продукции была возложена на О ГК. В результате работники производственного аппарата переда­вали детали, узлы, изделия в другой цех с недоделками, дефектами. При таком положении работники ОТК предприятии затрачивали вре­мя на выявление и устранение дефектов. Получилось так, что одни производят некачественную продукцию, а другие ликвидируют допу­щенный ими брак, поэтому продукция предъявлялась в ОТК по не­скольку раз. В связи с этим аппарат ОТК необоснованно расширялся, причем нередко за счет малоквалифицированных работников.

Система БИП представляет комплекс взаимосвязанных техниче­ских, организационных, экономических, воспитательных мероприятий,

которые создают благоприятные условия для изготовления продукции без дефектов в соответствии с требованиями НТД.

Главной особенностью и новизной системы БИЛ стало то, что она позволила проводить количественную оценку качества труда каж­дого исполнителя, коллективов подразделений и на этой основе про­изводить моральное и материальное стимулирование.

Выпуску продукции высокого качества способствует также сис­тема материального и морального стимулирования исполнителей в за­висимости от уровня сдачи продукции с первого предъявления. Сис­тема БИЛ явилась началом комплексного подхода к организации ра­бот по повышению качества продукции. Принципы этой системы на­шли применение на многих промышленных предприятиях.

В настоящее время система бездефектного изготовления продук­ции не востребована, так как сейчас все «торговые точки» являются частными. И за не качество приходится платить не работникам по торговле, а исключительно самим потребителям. Так что я считаю, что все-таки лучше, чтобы система БИЛ возродилась, она необходима в наше время. Также причиной реализации нестандартных товаров в России является то, что сейчас ВУЗы выпускают недостаточное коли­чество специалистов в данной области, а порой и неквалифицирован­ных товароведов — ведь это тоже немаловажная причина реализации нестандартных товаров. Такие специалисты, в связи со своими зна­ниями, не могут должным образом создать лучшие условия для транспортировки, хранения, реализации и эксплуатации товаров, что приводит к реализации нестандартной продукции.

Практически на предприятиях отсутствует входной контроль, то­вары принимаются по количеству, но не по качеству. Ведь у каждого частного коммерсанта имеется одна цель — это заработать побольше денег на продаже товаров, а значит получить большое количество то­варов, не задумываясь о качестве. А потребители, наоборот, стараются приобрести качественный товар. Ведь каждый человек достоин и име­ет право на приобретение именно качественного товара.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector