СПАСЕТ ЛИ ОБЪЕКТИВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ТОВАРЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК?

Е.В. Бабикова, Л.И.Святкина Рыночные реформы кардинально изменили ситуацию на отече­ственном рынке, обеспечив обилие и разнообразие товаров. Однако

сегодняшнее его состояние очень хорошо характеризует известная по­говорка «Много — не значит хорошо». Потребительский рынок, пере­полненный контрафактной и фальсифицированной продукцией, дей­ствительно надо спасать. Информация о продукции или «невведение приобретателей в заблуждение» — главная тема нашего исследования. Может быть, полная и честная информация и вправду спасет потреби­тельский рынок?

Территориальное управление Роспотребнадзора России по Ир­кутской области в прошлом году выявило более 2,5 тыс. администра­тивных нарушений прав потребителей на получение достоверной ин­формации о товаре. Техническое регулирование и требования, уста­новленные нормативными документами к маркировке продукции, на­правлены главным образом на предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей, что в соответствии со ст. 6 Закона «О техническом регулировании» относится к требованиям, регулирова­ние которых осуществляется в рамках технического регламента. Раз­работка технического регламента по этикетированию пищевых про­дуктов имеет принципиальное значение как с точки зрения защиты интересов потребителей, так и с позиции повышения конкурентоспо­собности продукции. И пока он разрабатывается, перечень информа­ции при продаже отдельных видов товаров (работ, услуг) и способы ее доведения до потребителя устанавливаются постановлениями Пра­вительства РФ, требованиями к маркировке — ГОСТ Р 51074-2003. Конкретизация законодательно установленных требований к марки­ровке содержится в соответствующих нормативно — технических до­кументах.

К товарной информации предъявляют следующие основные требования: доступность, достаточность, достоверность, или требования «Трех Д». Мы исследовали ряд этикеток шоколадных конфет «Замоскворечье» и «Огни Москвы» ОАО «Рот Фронт» и не обнару­жили нигде ни состава, ни пищевой ценности, минимум информации, нет даже ссылки на нормативный документ, по которому они были из­готовлены. Или все вопросы снимает приведенный номер телефона «горячей линии»? Вольное использование знака соответствия ГОСТ при маркировке характерно для многих продуктов, например, на упа­ковках шоколада ОАО «Кондитерский концерн «Бабаевский» также изображен этот знак, о чем он свидетельствует, если продукт изготов­лен по техническим условиям (ТУ)? Среди исследованных образцов шоколадных изделий не удалось найти информации на маркировке, отвечающей требованиям «Трех Д». Результаты изучения маркировки образцов свидетельствуют о нарушении ГОСТ Р 51074 и законов РФ, поскольку недостоверная информация на этикетке о составе продукта или её недостаточность «вводит потребителя в заблуждение».

При маркировке необходимо также помещать дополнительную информацию. Если применяются консерванты, а они обязательно при­сутствуют, когда вдруг увеличиваются сроки хранения продукции (по сравнению с нормативными), если на этикетке шоколада заявлено о «высоком содержании какао-продуктов», или при обогащении про­дукта витаминами, указывать, какие это количества? Иначе, к чему весь этот разговор? При маркировке часто используют и лишнюю ин­формацию чисто рекламного характера, так, например, «со вкусом сливочного масла» (намек на ароматизатор?) или растительное масло «Золотая семечка» «Без холестерина», хотя известно, что последнего в нем, по сути, быть не может!

Федеральные законы сделали обязательным при маркировке про­дукции указывать ее пищевую и энергетическую ценность, и это надо выполнять, но некоторые производители особо не утруждают себя расчетами и зачастую пишут далекие от действительности результаты, особенно это касается малых предприятий. Гак мы обнаружили на вкладыше в упаковке торта «Фруктовый со сливками», изготовленно­го кондитерским цехом «Вишенка» г. Иркутск такие данные: В ЮОг содержится: белки — 42.5; жиры — 39.5; углеводы — 47.8, итого — 127.8г? И такое сплошь и рядом, другое дело цифры приводят более грамотно, (в пределах 100%), сходу не определишь обмана, а для проверки пра­вильности этой информации необходимы данные о количественной закладке исходных компонентов, которые чаще всего недоступны. А если человек следит за своим весом и считает потребляемые им кало­рии?!

Как проверить товар на истинность его происхождения, потреби­тель не представляет, а владельцы палаток и торговцы рынков едва ли смогут ему в этом помочь, ведь они нередко сами становятся жертвами обмана. Озабочены этим вопросом не только покупатели, но и сами производители. Позволят ли технические регламенты повы­сить информированность потребителей о составе продукции и защи­тить рынок от фальсификата покажет время!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector