ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ СВОЙСТВА И КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА-ЮРИСТА

Психологическое изучение профессиональной деятельности юриста предполагает, прежде веет, всестороннее изучение индивидуально- психологических особенностей, свойств личности юриста, его соответствия требованиям, предъявляемым профессией.

Одним из главных результатов психологического анализа юридиче­ской деятельности должно явится создание юридической профессиограммы, как отражение основных сторон этой деятельности.

Включение в профессиограмму тех или иных качеств личности будет считаться правомерным при условии проведения специальной консультации с практическими работниками юридического труда, и учета мнений студен­тов получающих юридическое образование.

В связи с этим было проведено анкетирование преподавателей и сту­дентов юридического факультета Иркутского факультета Российской право­вой академии г. Иркугска, с целью определения качеств личности, которыми должен обладать выпускник юридического факультета (юрист широкого профиля).

В результате обработки данных были получены следующие данные:

1)                 преподаватели (100% ) и основная часть студентов старших кур­сов (94%) как необходимые отмечают свойства и качества личности, прояв­ление которых наиболее связано с выполнением служебного долга: высокий уровень правосознания, гражданское мужество, принципиальность, социаль­ная ответственность, неподкупность, законопослушность, гуманитарная об­разованность, инициативность;

2)                 основная часть студентов младших курсов (98%), преподаватели (96%) и студенты старших курсов (65%) отмечают качества морального об­лика юриста (честность, скромность, 1уманность, доброжелательность);

3)                 волевые качества — как настойчивость, выдержка, решительность, самообладание, целеустремленность отмечены, в основном, студентами младших курсов (88%), преподаватели в 70% случаев, у студентов старших курсов отмечено это качество 61% случаев;

4)                 свойства познавательной активности личности — как развитый интеллект, прогностические способности, творческое аналитическое мышле­ние, широкий кругозор, эрудиция, развитое воображение, емкая память, раз­витая письменная и устная речь определены как необходимые преподавате­лями (100%), студентами старших и младших курсов (97%);

5)                свойства нервно-психического здоровья личности отмечены не­многими. Преподаватели (51%), студенты старших курсов (30%) и студенты младших курсов (60%) как желательные в профессиограмме выделяют такие качества как: адекватная самооценка, эмоциональная уравновешенность, вы­носливость нервной системы, работоспособность.

Данные психологического опроса преподавателей и студентов юриди­ческого вуза во многом совпадают с научной версией профессиограммы, разработанной отечественными психологами и юристами.

Это позволяет увидеть, в каком направлении осуществляется про­движение и формирование личности юриста в процессе обучения и подго­товки к профессиональной деятельности.

Таким образом, можно выделить в профессиограмме юридической деятельности четыре основных группы качеств, необходимых для успешно­го осуществления юридической деятельности: качества и свойства, форми­рующиеся в процессе социализации; волевые качества личности; познава­тельную активность личности; качество, определяющее нервно-психическое здоровье.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector