СОСТОЯНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА РОССИИ

Т.М. Лапердина, Н.Б. Егорова

Критериями современного состояния потребительского рынка могут служить: состояние источников наполнения рынка товарами;

соотношение спроса и предложения, которое, в свою очередь, опреде­ляет насыщенность рынка товарами, степень удовлетворения спроса, широту, полноту и структуру ассортимента; качество товаров. Источ­никами наполнения рынка товарами являются отечественное про­мышленное и сельскохозяйственное производство, а также импорт то­варов, состояние которых определяет полноту и характер предложе­ния. Если отечественное производство не удовлетворяет полностью спрос потребителей в силу недостаточного развития производства или спада производства, то это приводит к дефициту товаров или увели­чению удельной доли импортных товаров.

Для современного состояния потребительского рынка характерны спад отечественного производства и увеличение доли импортных то­варов в структуре ассортимента. Вытеснение с рынка отечественных товаров импортными вызвано двумя основными причинами.

Во-первых, это низкая конкурентоспособность отдельных рос­сийских товаров вследствие плохого качества упаковки и маркировки (внешне многие импортные товары превосходят отечественные), а иногда и качества самих товаров, недостаточности или полного отсут­ствия рекламы и других средств информации о товаре, слабо нала­женных каналов распределения, повышенных цен.

Во-вторых, сказывается былая привлекательность импортных то­варов, закупаемых централизованно через государственные внешне­торговые организации, хотя в последние годы качество импортных товаров, поступающих на наш рынок, резко снизилось.

По данным отдельных контролирующих органов, бракуется от 30 до 80% партий импортных товаров. В 2006 году было забраковано: чая — 65%, мясных продуктов — до 50%, мясо птицы — до 45%, масло растительное — 30%, хлеб — 30%, детские игрушки — 70%.

Наиболее тяжелая ситуация сохраняется в мясной промышленно­сти, а следовательно, в насыщении рынка мясом и мясопродуктами: продолжается снижение производства, рост цен. Важнейшая причина — это неблагоприятное состояние отечественного животноводства, что заставляет перерабатывающие предприятия работать, в основном, на импортном сырье, а это в современных условиях весьма накладно.

Таким образом, с одной стороны, в отрасли происходит падение производства мяса и птицы, с другой — осуществляется значительный импорт этой продукции. Причина объясняется тем, что государство недостаточно координирует взаимодействие самих контролирующих органов и общества в целом по вопросам защиты внутреннего рынка от некачественного товара, это проблема международного характера.

В условиях насыщенного рынка производители товаров начинают осознавать, что качество — это один из важнейших критериев конку­рентоспособности товаров. Перспективы развития потребительского рынка связаны с мерами государственного регулирования сферы тор­говли путем поддержки отечественного производителя, а также соци­ально незащищенных слоев населения.

Наряду с этим важное значение имеют создание и укрепление инфраструктуры торговли, конкурентной среды, проведение всерос­сийских и межрегиональных ярмарок, все это способствует усилению контроля за качеством товаров и соблюдением правил торговли.

С учетом конъюнктуры, сложившейся на российском потреби­тельском рынке, важное значение приобретают рациональное управ­ление ассортиментом, товарными потоками, обеспечение качества то­варов и количества на разных этапах товародвижения.

Решение всех этих этих задач требует высокой квалификации специалистов в различных областях знаний: в товароведении, эконо­мике, праве, маркетинге и др., а также умения комплексно использо­вать их в профессиональной деятельности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector