Сегодня индустрия гостеприимства является вторым по значению работодателем на мировым рынке рабочей силы. Отрасль гармонично объединяет предприятия в родственных сферах экономики — отели, рестораны, туристские предприятия, национальные парки и пр. — с разнообразными способами владения и управления. Глобализация индустрии сопровождается развитием современных управленческих форм: партнерство, договоры аренды (лизинг), управление по контракту. Одним из таких механизмов стратегического управления представляется франчайзинг. Многолетняя практика применения франчайзинга в гостиничном и ресторанном бизнесе развитых стран убедительно доказала его чрезвычайную деловую эффективность, которая базируется на методиках тиражирования по определенным технологиям проверенных практикой концепций бизнеса.
Идея франчайзинга опирается на противоречивое единство зависимости и независимости партнеров друг от друга. Зависимость обусловлена тем, что франчайзер предоставляет франчайзи раскрученную торговую марку, маркетинговую, информационную, технологическую, а в некоторых случаях и финансовую поддержку [1]. Таким образом, франчайзи получает возможность с меньшими издержками открыть собственный бизнес, но при этом берет на себя обязательства:
- действовать в соответствии с рыночной стратегией франчайзера, с его правилами планирования и организации управления;
- соблюдать технические требования, стандарты и условия обеспечения качества;
- участвовать в программах обучения и развития производства.
Независимость обусловлена тем, что франчайзи является самостоятельным юридическим лицом, административно не подчиняется франчайзеру и целиком отвечает за экономические результаты своей работы.
Во взаимоотношениях франчайзинга возникает тройное преимущество: франчайзер выигрывает потому, что закладывает прочный фундамент для своей компании, франчайзи — потому что может воспользоваться проверенными экономическими методами франчайзера, потребитель — потому что получает товары и услуги высокого качества.
История использования франчайзинга в европейской, американской и российской индустрии гостеприимства демонстрирует высокую эффективность и популярность этого механизма среди предпринимателей. К сожалению, сегодня в России преобладающее количество франшизных предприятий сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге.
Создание конкурентоспособного предприятия в области индустрии гостеприимства сопряжено с привлечением значительных стартовых ресур. сов: финансовых, инфраструктурных, информационных, интеллектуальных.
Иркутская область по совокупности природных, климатических и экономических ресурсов является привлекательной для развития индустрии ту- ризма (туристских комплексов, гостиниц, ресторанов и пр.). Приведение индустрии гостеприимства к уровню мировых стандартов требует привлечения значительных инвестиционных ресурсов. Геополитическое положение Иркутской области наряду с отсутствием гарантий со стороны областного и го» родского бюджетов является препятствием на пути проникновения в регион внешних инвестиционных потоков.
Тем не менее, необходимость развития туристской инфраструктуры на уровне мировых стандартов на побережье Байкала является очевидным процессом, и дело только во времени и стабилизации экономических и политических факторов. Поэтому сегодня региону жизненно необходимы обоснованные маркетинговые исследования и инвестиционные проекты, прогнозирующие развитие туристской инфраструктуры.
В качестве одного из альтернативных источников развития индустрии гостеприимства может быть рассмотрен механизм франчайзинга как инструмент создания конкурентоспособного гостиничного бизнеса в регионе.
Создание гостиничных цепей позволяет продвигать на мировой рынок высокие стандарты обслуживания туристов.
В процессе выхода на международный рынок туристских услуг весьма перспективным представляется воспользоваться чужим опытом, возведенным в степень стандарта.
В настоящей работе предпринята попытка оценить эффективность организации гостиницы на основе франчайзингового договора в г.Иркутске. В качестве аналога из всего многообразия конкурентоспособных заведений средств размещения была отобрана гостиница Quality Hotel Tyumen в Тюмени, принадлежащая гостиничной цепи Choice Hotel International.
Компания Choice Hotels была создана на основе гостиничной сети Quality Inn, которая являлась пионером в предоставлении услуг средств размещения с качественным обслуживанием по доступным ценам [2]. На сегодняшний день она является одной из самых крупных франчайзинговых компаний индустрии гостеприимства в мире, объединяющей более 5000 гостиниц, управление которой осуществляется двумя гостиничными корпорациями — Choice Hotel Europe и Choice Hotel International. В России в настоящее время сеть представлена всего одним отелем — Quality в Тюмени. Компания расширяет свою сеть путем франчайзинга, покупки и контрактов на управление.
Первый в России Кволиги Отель «Тюмень» открыт в 1995 году. Управление осуществляется на основе франчайзингового соглашения в соответствии с признанными европейскими стандартами. Отель расположен в самом центре г.Тюмень в непосредственной близости к административным и правительственным учреждениям, банкам, торговым центрам и историческим памятникам, в 25 минутах от аэропорта и 10 минутах от железнодорожного вокзала. В инфраструктуру отеля входят 230 комфортабельных номеров международного класса, конференц-центр, бизнес-центр, банкетные залы, ресторан, кафе, кондитерская, лобби-бар, ночные клубы, фитнесс-центр. На подобных условиях в гостиничную цепь Choice Hotel International может быть включен отель в г.Иркутске.
Потенциальному инвестору может быть предложена организация гостиницы в форме полносервисного отеля экономического класса, который относится к международному классу Superrior Tourist, что соответствует 4 категории согласно ГОСТу РФ 500645-94. Гостиница предлагает услуги проживания, питания, широкий спектр дополнительных услуг. Предполагается, что услуги гостиницы будут ориентированы на туристов, деловых людей и семейные пары со средним, выше среднего и высоким уровнем достатка.
Создание гостиницы может быть спланировано на базе здания, находящегося в историческом центре г.Иркутска на берегу реки Ангары и нуждающегося в капитальном ремонте. Общая площадь здания 6392 кв.м.
Стоимость реализации проекта оценивается в 2200000 $US (1500000 $US — внешние инвестиционные ресурсы, 700000 SUS — собственные средства), которые планируется израсходовать на приобретение здания, его реконструкцию, покупку необходимого оборудования, взнос за вступление во франчайзинговое соглашение, оформление согласительной и разрешительной документации, на покрытие текущих затрат в стартовой фазе проекта.
В качестве основных конкурентов в г.Иркутске могут быть рассмотрены гостиницы «БайкалБизнесЦентра», «Солнце», «Ретро». Гостиница планировалась как предприятие, которое либо находится в равных условиях, либо по качеству услуг превосходит все конкурентоспособные средства размещения в городе.
Инвестиционные средства проектируются как кредит под 11,5% годовых сроком на 4 года.
Полученные в работе прогнозные результаты функционирования гостиницы даже в условиях минимизации доходной и затратной частей проекта демонстрируют привлекательность проекта для инвестирования. При ставке дисконтирования 11,5% дисконтированный период окупаемости составляет 48 месяцев, индекс прибыльности — 1,02, чистый приведенный доход — 46451 SUS, средняя по проекту норма рентабельности — 30,48%, внутренняя норма рентабельности — 13,02%.
Проведенный маркетинговый анализ и финансовые расчеты демонстрируют, что при условии реализации франчайзингового соглашения на иркутском рынке может появиться фешенебельная гостиница, располагающая 42 комфортабельными номерами, рестораном, баром, предлагающая своим клиентам широкий спектр дополнительных услуг. При этом будет создано 30 рабочих мест.
Актуальность привлечения в Иркутскую область фраичайзинго- вых механизмов для развития бизнеса может быть обоснована следующими положениями.
- Байкальский регион представляется весьма перспективным для развития туризма, в том числе ставка делается на предоставление услуг на уровне мировых стандартов. Франчайзинг представляется наиболее динамичным механизмом, посредством которого высокие стандарты достаточно быстро тиражируются.
- В области сложился класс собственников, которые готовь» вложить значительные собственные средства в бизнес, который обещает принести значительные доходы.
- В органах местного самоуправления постепенно зреет понимание необходимости стимулирования инвестиционных процессов. При этом привлекаются как внешние, так и внутренние инвесторы.
- При разработке проекта анализировался опыт других регионов России (в том числе опыт Тюмени), в которых успешно реализованы проекты создания гостиничног о бизнеса на основе франчайзинга.
- Отель, созданный как структурное звено успешно функционирующей по всему миру цепи, с одной стороны, позволит за короткий период создать узнаваемый во всем мире образ высококачественного гостиничного обслуживания. При этом будут использованы отработанная система привлечения и обслуживания клиентов, технологии ведения рекламной кампании. С другой стороны, образ Байкала, использование национальных и местных ко- лоритов, индивидуальный подход к клиенту позволят создать персонифицированную модель обслуживания клиента в рамках франчайзинговой модели.
Список использованных источников
- Шулус Л., Быченко Н. Франчайзинговые формы предпринимательства. //Российский экономический журнал.- 1998.- №1.- С.44-46.
- Уокер Д. Введение в гостеприимство. — М: ЮИИТИ, 1999. -463 с.