Школа здоровья 1995, № 1

 

Митина Л.М. Эмоциональная устойчивость учителя: психологическое содержание, генезис, динамика

с.25-43

 

Основная причина прогрессирующей невротизации школьников, на наш взгляд, заключается в что,  они  значительную часть своей жизни проживают в стрессогенной среде, создаваемой, помимо прочих, и учителями. Профессия учителя относится к разряду   стрессогенных, требующих  от него больших резервов самообладания и саморегуляции. С.25

Поданным социально-демографических исследований (Колесников), труд педагога относится к числу наиболее напряженных в эмоциональном плане видов труда.

 

Колесников Л.Б. Резервы эффективности педагогического труда. Новосибирск, 1985.

 

1995, № 2

Зелинская Д.И. О состоянии здоровья детей России

с.5-12

Здоровье является важнейшим интегральным показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, в конечном счете — отношение государства к проблемам материнства и детства. С.5

 

1996, № 4

Московская научно-практическая конференция «Здоровье школьников: Медико-психологическая поддержка и физическая культура»

8-11 октября

 

Трушина Н.Н. Ценностно-смысловая позиция учителя как фактор нравственного и психического здоровья

с.57-58

Ценности, представленные в сознании, служат критериальной сеткой, по которой человек характеризует себя и других в различных сферах (нравственной, идеологической, профессиональной, социальной  и др.). с.57

 

Коган В.З., Барсукова Н.К., Полесский В.А. Система формирования здоровья учителя в условиях школы

с.99- 100

Учитель общеобразовательной школы является ключевой фигурой УВП, эффективность которого  определяется не только профессиональной компентностью педагога, но во многом зависит от его психического и физического благополучия, отношения к своему здоровью и здоровью учащихся. С.99

 

1997, № 1

Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков

с.7-13

 

Социальное благополучие ребенка оценивается условиями жизни, обучения и воспитания, организацией отдыха и питания, технологией образования. Социальное здоровье  ребенка  связано  с его духовным миром, нормой поведения, образом жизни, мотивацией на сохранение и укрепление здоровья. С.7

 

1997, № 3

Касаткин В.Н. Комплексная программа здоровья в школе

с.7-19

Программы по  содействию  здоровью  и образования в области здоровья из разных стран, показал, что они разрабатывают следующие принципы:

nдемонстрация реалистичного и привлекательного диапазона средств для выбора здорового стиля жизни; с.9

 

 

1998, № 1

Сиерес Д., Гавидия В. О различных подходах к понятию «здоровье»

с.7-16

 

«В обучении учителей и медицинского персонала концепция здоровья играет ключевую роль, и выступаем за понимание практической роли образования  в области  здоровья».

 

 1998, № 2

Дубровина И.В. Школьники и охрана их здоровья

с.50-57

В материалах ВОЗ подчеркивается, что решающая роль в плане здоровья и психического развития детей принадлежит нравственной атмосфере, которая существует в школе, ее стандартам как социального учреждения и характеру взаимоотношений между ее  сотрудниками и детьми. Материальная  база  имеет второстепенное значение.с.7

«Неправомерно  и малоэффективно  рассматривать  здоровье детей вне здоровья педагогов во всех его аспектах: физическом, психическом, психологическом, соматическом, экономическом и др.» с. 56

 

1999, Том 6, № 2

 

Васильева О.С., Журавлева Е.В. Здоровый образ жизни — стереотипные представления и реальная ситуация

с.23-32

 

в Нар.образовании

 

 

1997, № 4

с.107-113

ЗОЖ следует понимать как процесс выполнения определенных норм, правил, требований, обеспечивающих  комфортное самочувствие и высокий уровень жизнедеятельности. Это оптимальное физическое, психоэмоциональное, функциональное   состояние  организма   за счет регулярной двигательной активности, правильного питания, систематического закаливания, специальных упражнений, укрепляющих дыхательную, ССС, нервную систему. С. 107

 

Специфика трудовой деятельности, связанная с длительным и малоподвижным пребыванием в помещениях с недостатком кислорода, с нервными перегрузками, кропотливой работой над тетрадями приводит к серьезным заболеваниям (ост, близорукость, искривл. позв., неврозы и т.п.) с.108  

 

1997, Том 4 № 2

Митина Л.М. Профессиональное здоровье учителя: стратегия, концепция, технология

39-49

 

Проблему проф.здоровья учителя необходимо рассматривать в контексте общей концепции охраны здоровья нации.  Согласно концептуальным представлениям, содержательность понятия здоровье далеко выходит за рамки мед.ответственности, что касается или популяции как соц. Единицы. Зд. Выступает как мера качества жизни и политики государства. В этой связи под здоровьем нации  принято понимать конечный результат политики государства, создающей возможность своим согражданам относиться к своему здоровью как непреходящей самоценности, как к основе продления здорового рода, сохранению, совершенствованию трудового потенциала, как к развитию генофонда, творчества и духовности человека.

От здоровья педагога зависит в огромной степени здоровье подрастающего поколения, будущего страны. С.39

с. 40

Результаты исследований (4,6) показали, что резкое ухудшение здоровья учащихся во многом определяется невротизирующей средой обитания, создаваемой, кроме прочих, и учителями. Какпроф.группа учительство отличается крайне низкими показателями физического и психического здоровья. И эти показатели снижаются по мере работы учителя в школе. Поэтому в качестве приоритетной задачи можно назвать сохранение трудового потенциала народного образования страны — профессиональное долголетие учителей. Речь идет о создании нового направления медико-психологической профилактики и охраны здоровья учителя.

Автор придерживается многоуровневости проф.здоровья учителя, в соответствии с которым высший уровень личностного здоровья, отвечающий за производство смысловых ориентаций, определение общего смысла жизни, отношение к другим и к себе, оказывает регулирующее воздействие на нижележащие уровни и все уровни взаимосвязаны. Помощь, направленная на купирование сом. И псих.растройств, является гл.образом объектом медицины. Псих. обращаясь к более высоким уровням регуляции:  инструментальному, смысловому, экзистенциальному. Обр. К инструментально-экспрессивному уровню саморегуляции может помочь учителю изменить стилевые характеристики, развить соц. навыки, что способствует его соц.псих.адаптации к текущей ситуации. На смысловом уровне учителю можно помочь принять решение, разобраться в проблеме, ка правило не выходя за пределы привычных смысловых ориентаций.  Указ. Направления воздействия отвечают задачам развития конкретных способностей (коммуникативных, рефлексивных, гностических и др.), что позитивно влияет на на эффективность проф. деятельности и его псих. самочувствие. Высший уровень обеспечивает возможности личностного выбора и автономного развития. Он становится ведущим  развития зрелой личности, которого не могут обеспечить регуляторные механизмы низлежащих уровней. Нарушения механизмов саморегуляции, деформация внутреннего мира личности становится пролонгированной причиной большого числа соматических и психосамтических заболеваний учителя. С.40

 

Проф. здоровье  учителя это способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность и развитие личности учителя во всех уровнях протекания проф. деятельности.

Восстановление проф.здоровья — это не просто лечение, а управление механизмами, детерменирующими развитие личности, способствующими формированию позитивного самоотношения, открытому воздействию с миром, готовности к изменениям, принятию на себя ответственности.

 

Охрана и восстановление   проф. здоровья  предполагает усиление межпредметных   связей между.., что позволит категорию здоровья рассматривать как интегральное качество в системе «здоровье-работоспособность-эффективность-развитие», с. 42      

 

Концепция «проф.здоровье предполагает разработку комплексной программы по охране и управлению здоровьем учителей, подкрепленную во всех звеньях: информационном, профилактическом, диагностическом, оздоровит.востановительном, лечебном.

Общие для них приоритеты.

1.    Ключевая проблема -низкая престижность здоровья, резко заниженное самосознание учителей о ценности здоровья. Необходимо поднять осведомленность о ценности, истинном состоянии здоровья, причинаях снижения, средствах и формах укрепления.

2.    Учителя представители  стрессогенной профессии — нуждаются в реабилитационных процедурах. Применение лечебно-диагностических  клиник, центров и т.п с комплексом психологических, психотрепевтических и спотивно-бальнеологических процедур.

3.    Профессиональное долголетие путем гармонизации личности, понимаемой как процесс постепенного преодоления и изживания невротических компонентов собственного внутреннего мира и т.п. Концепция проф. развития Митиной. Три интегральные характеристики: пед.направленность, пед.компетность, эмоц.(поведенческая) гибкость  являются объектом проф.развития и показателем проф.долголетия.

      Первое направление в решении проблемы гармонизации и гуманизации личности  учителя является воспитание и поддержание  мотивации на пед.деятелдьность, сотрудничество с ребенком

2-е направ. Обеспечение социально-псих условий повышения уровня пед.компетности, прежде всего культуры общения.

3-е напрв. Псих. обеспечение повышение культуры эмоц. жизни учителя.

4.    Повышение профю.самосознания учителя: ососзнание себя личностью, хозяином жизни, способность проектировать свое будущее.

     Повышение проф. сознания — фундаментальное условие проф.развития учителя и его проф. здоровья. 

 

Лит-ра

 

4.    Митина Л.М. Учитель как личность и проф.

5.        Психология профессионального развития учителя: Автореф. Дисс… докт. психол.наук. М., 1995.

6.    Митина Л.М. Эмоц. устойчивость учителя 

 

Л.М. Митина «Основная причина прогрессирующей невротизации школьников, на наш взгляд, заключается в что,  они  значительную часть своей жизни проживают в стрессогенной среде, создаваемой, помимо прочих, и учителями. Профессия учителя относится к разряду   стрессогенных, требующих  от него больших резервов самообладания и саморегуляции. С.25

Поданным социально-демографических исследований (Колесников), труд педагога относится к числу наиболее напряженных в эмоциональном плане видов труда.

 

Колесников Л.Б. Резервы эффективности педагогического труда. Новосибирск, 1985.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector