ВВЕДЕНИЕ К ХРЕСТОМАТИИ ПО КУРСУ «ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

 

Основная цель хрестоматии по курсу «Экономика природопользования» – дать студентам развернутое описание ключевых тем, концепций, понятий, представленных в курсе. Для этого используются материалы учебников и учебных пособий, монографий, законодательные документы. Авторы выбирали материалы, подготовленные известными российскими и зарубежными специалистами в области экономики природопользования и которые прошли апробацию в последние годы в качестве учебных материалов в России (например, работы В.И.Данилова-Данильяна, А.А. Голуба, Е.Б.Струковой) и за рубежом (работы Т.Титенберга, Д.Медоуза). Для хрестоматии авторы старались использовать издания последнего времени. Во многих случаях тираж таких изданий явно недостаточен и доступ к ним для студентов большинства регионов России затруднен. В связи с этим хрестоматия должна заполнить этот пробел и помочь лучшему усвоению студентами учебного курса по экономике природопользования.

Логика хрестоматии отражает логику построения курса «Экономика природопользования», последовательность тем курса. Основные теоретические проблемы экономики природопользования, современный концептуальный аппарат этой экономической науки, ее связь с другими отраслями экономического знания рассматриваются в главе из учебника «Экономика природопользования и охрана окружающей среды» (2001) одного из самых известных в мире экономистов-экологов американского профессора Т.Титенберга, по учебникам которого учатся студенты многих стран мира (глава «Экономика окружающей среды: обзор»).

Резкое обострение экологических проблем с 70-х гг., возникновение глобальных экологических проблем, угрожающих всему человечеству, показывает недоучет экологического фактора в ходе мирового экономического развития. Причины и возможные последствия такого «антиэкологического» роста в виде глобального социально-экономического кризиса рассматриваются в   главе из книги одного из самых известных экологов мира, автора доклада Римскому Клубу Д.Медоуза и его коллег «За пределами роста» (1994).

Поворотным пунктом в осознании тупиковости сложившихся традиционных моделей экономического развития на планете стала Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992), где всеми странами мира на высшем уровне была признана необходимость принятия новой экономической парадигмы развития человечества. В качестве такой парадигмы была одобрена и получила широкое распространение концепция устойчивого развития, призванная учитывать интересы будущих поколений и направленная на решение экологических и социальных проблем. В хрестоматии сущность концепции устойчивого развития рассматривается в материале В.И.Данилова-Данильяна и К.С.Лосева «Проблемы устойчивого развития человечества» (1998). Значение для России концепции устойчивого развития и основные направления перехода к нему в стране приводятся в Указе Президента Российской Федерации «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию»(1996).

Далее в хрестоматии рассматриваются краеугольные теоретические понятия экономики природопользования, такие как экстерналии (внешние эффекты) и ценность природных благ. Проблемы экстерналий, экстернальных издержек, разница между общественными и частными издержками рассматриваются в главе «Экстернальные эффекты и теоретические аспекты реализации природоохранной стратегии» из учебника А.А.Голуба и Е.Б.Струковой «Экономика природопользования» (1995). Необходимость учета экономической ценности природы, теоретические подходы к оценке природных ресурсов и услуг показываются в хрестоматии в материале «Экономическая ценность природы» (глава из учебника С.Н.Бобылева и А.Ш.Ходжаева «Экономика природопользования» (1997)). Теория и практика экономической оценки, измерения воздействий на окружающую среду и эколого-экономического ущерба, важность адекватной оценки воздействия для принятия правильных экономических решений представлена в материале профессора, ведущего специалиста Всемирного Банка Дж.Диксона с коллегами из книги «Экономический анализ воздействий на окружающую среду» (2000) (глава «Экономическое измерение последствий воздействий на окружающую среду – теоретические основы и практическое применение»).

В последней части хрестоматии рассматриваются механизмы и инструменты рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Показываются возможности и ограничения государственного регулирования и рыночных инструментов. В этих целях используется материал главы «Экономические инструменты охраны окружающей среды и природопользования» из учебника Н.В.Пахомовой и К.К.Рихтера «Экономика природопользования и экологический менеджмент» (1999). Экономический механизм охраны окружающей среды, его задачи и основные компоненты, правовой статус экономических инструментов рассматривается на материалах экономического блока Закона Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» (1991) (раздел III. Экономический механизм охраны окружающей природной среды).

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
",css:{backgroundColor:"#000",opacity:.6}},container:{block:void 0,tpl:"
"},wrap:void 0,body:void 0,errors:{tpl:"
",autoclose_delay:2e3,ajax_unsuccessful_load:"Error"},openEffect:{type:"fade",speed:400},closeEffect:{type:"fade",speed:400},beforeOpen:n.noop,afterOpen:n.noop,beforeClose:n.noop,afterClose:n.noop,afterLoading:n.noop,afterLoadingOnShow:n.noop,errorLoading:n.noop},o=0,p=n([]),h={isEventOut:function(a,b){var c=!0;return n(a).each(function(){n(b.target).get(0)==n(this).get(0)&&(c=!1),0==n(b.target).closest("HTML",n(this).get(0)).length&&(c=!1)}),c}},q={getParentEl:function(a){var b=n(a);return b.data("arcticmodal")?b:(b=n(a).closest(".arcticmodal-container").data("arcticmodalParentEl"),!!b&&b)},transition:function(a,b,c,d){switch(d=null==d?n.noop:d,c.type){case"fade":"show"==b?a.fadeIn(c.speed,d):a.fadeOut(c.speed,d);break;case"none":"show"==b?a.show():a.hide(),d();}},prepare_body:function(a,b){n(".arcticmodal-close",a.body).unbind("click.arcticmodal").bind("click.arcticmodal",function(){return b.arcticmodal("close"),!1})},init_el:function(d,a){var b=d.data("arcticmodal");if(!b){if(b=a,o++,b.modalID=o,b.overlay.block=n(b.overlay.tpl),b.overlay.block.css(b.overlay.css),b.container.block=n(b.container.tpl),b.body=n(".arcticmodal-container_i2",b.container.block),a.clone?b.body.html(d.clone(!0)):(d.before("
"),b.body.html(d)),q.prepare_body(b,d),b.closeOnOverlayClick&&b.overlay.block.add(b.container.block).click(function(a){h.isEventOut(n(">*",b.body),a)&&d.arcticmodal("close")}),b.container.block.data("arcticmodalParentEl",d),d.data("arcticmodal",b),p=n.merge(p,d),n.proxy(e.show,d)(),"html"==b.type)return d;if(null!=b.ajax.beforeSend){var c=b.ajax.beforeSend;delete b.ajax.beforeSend}if(null!=b.ajax.success){var f=b.ajax.success;delete b.ajax.success}if(null!=b.ajax.error){var g=b.ajax.error;delete b.ajax.error}var j=n.extend(!0,{url:b.url,beforeSend:function(){null==c?b.body.html("
"):c(b,d)},success:function(c){d.trigger("afterLoading"),b.afterLoading(b,d,c),null==f?b.body.html(c):f(b,d,c),q.prepare_body(b,d),d.trigger("afterLoadingOnShow"),b.afterLoadingOnShow(b,d,c)},error:function(){d.trigger("errorLoading"),b.errorLoading(b,d),null==g?(b.body.html(b.errors.tpl),n(".arcticmodal-error",b.body).html(b.errors.ajax_unsuccessful_load),n(".arcticmodal-close",b.body).click(function(){return d.arcticmodal("close"),!1}),b.errors.autoclose_delay&&setTimeout(function(){d.arcticmodal("close")},b.errors.autoclose_delay)):g(b,d)}},b.ajax);b.ajax_request=n.ajax(j),d.data("arcticmodal",b)}},init:function(b){if(b=n.extend(!0,{},a,b),!n.isFunction(this))return this.each(function(){q.init_el(n(this),n.extend(!0,{},b))});if(null==b)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect parameters");if(""==b.type)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"type\"");switch(b.type){case"html":if(""==b.content)return void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"content\"");var e=b.content;return b.content="",q.init_el(n(e),b);case"ajax":return""==b.url?void n.error("jquery.arcticmodal: Don't set parameter \"url\""):q.init_el(n("
"),b);}}},e={show:function(){var a=q.getParentEl(this);if(!1===a)return void n.error("jquery.arcticmodal: Uncorrect call");var b=a.data("arcticmodal");if(b.overlay.block.hide(),b.container.block.hide(),n("BODY").append(b.overlay.block),n("BODY").append(b.container.block),b.beforeOpen(b,a),a.trigger("beforeOpen"),"hidden"!=b.wrap.css("overflow")){b.wrap.data("arcticmodalOverflow",b.wrap.css("overflow"));var c=b.wrap.outerWidth(!0);b.wrap.css("overflow","hidden");var d=b.wrap.outerWidth(!0);d!=c&&b.wrap.css("marginRight",d-c+"px")}return p.not(a).each(function(){var a=n(this).data("arcticmodal");a.overlay.block.hide()}),q.transition(b.overlay.block,"show",1*")),b.overlay.block.remove(),b.container.block.remove(),a.data("arcticmodal",null),n(".arcticmodal-container").length||(b.wrap.data("arcticmodalOverflow")&&b.wrap.css("overflow",b.wrap.data("arcticmodalOverflow")),b.wrap.css("marginRight",0))}),"ajax"==b.type&&b.ajax_request.abort(),p=p.not(a))})},setDefault:function(b){n.extend(!0,a,b)}};n(function(){a.wrap=n(document.all&&!document.querySelector?"html":"body")}),n(document).bind("keyup.arcticmodal",function(d){var a=p.last();if(a.length){var b=a.data("arcticmodal");b.closeOnEsc&&27===d.keyCode&&a.arcticmodal("close")}}),n.arcticmodal=n.fn.arcticmodal=function(a){return e[a]?e[a].apply(this,Array.prototype.slice.call(arguments,1)):"object"!=typeof a&&a?void n.error("jquery.arcticmodal: Method "+a+" does not exist"):q.init.apply(this,arguments)}}(jQuery)}var duplicateMode="undefined"!=typeof duplicateFlatPM&&duplicateFlatPM;document["wri"+"te"]=function(a){var b=document.createElement("div");ff(document.currentScript).after(b),flatPM_setHTML(b,a),ff(b).contents().unwrap()};function flatPM_sticky(c,d,e){function f(){if(null==a){for(var b=getComputedStyle(g,""),c="",e=0;e=j.top-h?j.top-h