Налогообложение торговли и промышленности по зарубежному законодательству XIX века

Налогообложение торговой и промышленной деятельности преимущественно в западно-европейских государствах в XIX в. представляло собой самостоятельный вид промыслового обложе­ния. Занятие торгово-промышленной деятельностью называлось промыслом, вследствие чего и был установлен промысловый на­лог в указанных государствах. Первоначально промысловое обожение в виде подати, имеющей личный характер и взимаемой с каждого лица, занимавшегося любым видом промысловой дея­тельности, было установлено всеми государствами Западной Ев­ропы. Впоследствии данный налог стал приобретать черты иму­щественного характера. Однако, несмотря на относительное сход­ство политического и общественного устройства, уровня торгово- промышленного развития основных западно-европейских госу­дарств в XIX в., промысловое обложение было построено уже на различных основаниях, представляющих собою три основные системы: патентная, раскладочная и окладная.

Представителем типичной патентной системы промысло­вого обложения явилась Франция. До XVIII в. во Франции пра­вом занятия торговлей и промыслом принадлежало монопольным промышленным корпорациям. В 1791 г. для обложения торговли и промышленности во Франции был установлен промысловый налог в виде предварительного платежа в казну специальной по­дати, известной под названием патентного сбора за право торгов­ли и промыслов. При этом были упразднены казенные и частные монополии и привилегии, закреплялась свобода промышленной деятельности, законодательно провозглашался принцип свобод­ного труда и объявлялось, что «каждому лицу предоставляется право производить торговлю или заниматься той профессией, искусством или ремеслом, каким кто пожелает; но это лицо обя­зывается предварительно выбрать патент, за что необходимо уп­латить причитающуюся сумму по установленному окладу». По­стоянный оклад взимался согласно расписанию всех видов тор­говли и промышленности по классам и отделам, в зависимости от количества населения. Также был установлен пропорциональный оклад в размере 1/10 платы за помещение для всех промышлен­ников. Однако, в целях равномерности обложения торгово- промышленных предприятий во Франции в 1844 г. был принят новый закон, согласно которому все плательщики промыслового налога были разделены на три класса. К первому классу относи­лись предприятия, доходность которых зависела от численности населения данной местности. Ко второму классу относились ли­ца, имеющие профессии особого характера. К такой категории причислялись нотариусы, адвокаты, приставы, секретари судеб­ных мест, ветеринары, архитекторы, учителя, содержатели учеб­ных заведений. Доходность от занят™ указанными профессиями также зависела от населенности. К третьему классу были отнесе­ны все предприятия (фабрики, заводы, мастерские), доходность которых не зависела от количества населения той местности, в которой они находились. Такие предприятия облагались посто­янным окладом по внешним признакам их прибыльности. Осво­бождались от уплаты данного налога государственные служащие, земледельцы, приказчики, ремесленники, мастеровые, работаю­щие без помощи капитала. Однако и данная система промыслово­го обложения обнаруживала недостатки в применении на практи­ке, выявляя недостаточную уравнительность и обременитель­ность. В связи с этим, в 1880 г. во Франции был принят новый закон, в основе которого лежало уменьшение пропорционального оклада при одновременном увеличении постоянного оклада. По данному закону предприятия и промыслы облагались по внеш­ним признакам прибыльности. Учитывался род торговли или промысла; количество населения той местности, в которой нахо­дились предприятия; число рабочих, двигателей, размеры поме­щения, в которых осуществлялся промысел. В зависимости от внешних признаков предприятий устанавливался соответствую­щий размер промыслового налога. Такой налог взимался в двой­ной форме: в виде постоянного оклада, зависящего от вида пред­приятия, и пропорционального оклада, величина которого зави­села от размера платы за помещение, занимаемого промышлен­ником. Плательщиком промыслового налога по данному закону признавалось любое лицо, в том числе и иностранные подданные, занимающиеся торговой или иной промысловой деятельностью, выкупившие соответствующий патент (разрешение) для занятия определенной деятельностью. Освобождались от патентного на­лога должностные лица, состоящие на государственной и обще­ственной службе, преподаватели, артисты, художники и другие. Размер постоянного оклада устанавливался в зависимости от вида предприятия и класса местности, в которой они находятся. Про­порциональный оклад устанавливался в виде определенного раз­мера отчислений от наемной платы за помещение, которое зани­мало предприятие. Взимание промыслового налога во Франции в конце XIX в. осуществлялось на основании окладных списков, составляемых контролерами прямых налогов на основании про­изводимой ежегодно переписи лиц, подлежащих платежу промы­слового налога. Обложение промысловой деятельности осущест­влялось на основании предполагаемого, а не действительного до­хода предприятия, тем самым французская податная администра­ция не вмешивалась в частную жизнь плательщиков. Последние не обязаны были предъявлять своих книг по осуществлению промысловой деятельности, сохраняя при этом свою торговую тайну. Данное обстоятельство относилось к преимуществу па­тентной системе промыслового обложения.

Представителем раскладочной системы обложения торгов­ли и промыслов являлась в XIX в. Пруссия. В начале столетия система промыслового обложения в Пруссии была основана на строгом разграничении города от уезда, производство промыслов и торговли составляло исключительную привилегию городов. Но уже законом 1810 г. было отменено различие в обложении го­родских и сельских жителей. Заниматься промысловой деятель­ностью было разрешено сельским жителям под условием выбор­ки ежегодно возобновляемых промысловых свидетельств, обло­женных сбором в пользу казны. В 1820 г. был издан закон о про­мысловом налоге, который действовал в Пруссии до конца XIX в. Основой промыслового обложения по данному закону являлся сбор с прибыльных предприятий, производимый в больших и средних городах, а в маленьких городах и деревнях промысловый налог имел значение дополнительного сбора с классной подати. В 1861 г. в действующий на тот период закон были внесены изме­нения в части определения классности видов промыслов. Взима­ние промыслового налога с предприятий всех классов произво­дилось по раскладочной системе, с указанием в законе среднего нормального оклада, в различном размере для каждого класса, с учетом населенности местности, в которой находилось предпри­ятие. При этом наблюдалось чрезмерное обложение наименее платежеспособных предприятий. Преследуя цель более равно­мерного и необременительного обложения промысловых пред­приятий, прусский законодатель в 1891 г. принял новый закон о промысловом налоге, вступивший в действие только с 1893 г. Характерной особенностью нововведений явилось то, что уста­навливалось непосредственное обложение прибыльности пред­приятий в размере, определяемой по показаниям плательщиков.

Правильность показаний проверялась раскладочными органами. Общая сумма налога с каждого плательщика определялось по­средством умножения числа предприятий на средний оклад соот­ветствующего класса. Раскладка сбора производилась самими плательщиками под наблюдением правительства, с подразделе­ниями предприятий на классы по размерам прибыли или основ­ных оборотных капиталов. Для этого устанавливался для каждого из классов низший и высший оклад, в пределах которого для ка­ждого предприятия назначался причитающийся промысловый налог. От последнего освобождались территории Германской Империи и Прусское королевство, кредитные союзы, публичные учреждения для страхования, предприятия общеполезного харак­тера, занятия государственной службой, искусством, научной, литературной, учебной и педагогической деятельностью. Вся деятельность, подлежащая промысловому обложению, подразде­лялась на четыре класса в зависимости от размера прибыли или величине основного и оборотного капиталов. Так, предприятия первого класса облагались в размере 1 % по отношению к прибы­ли. Предприятия других классов облагались по средним окладам в размере, определяемом законом. Назначение окладов произво­дилось выборными от податных обществ «по чистой совести и крайнему разумению» и оценке прибыльности каждого предпри­ятия в соответствии с имеющимся о нем сведениям. Особенно­стью прусского промыслового обложения являлось также и то, что доход от торговли и промыслов подлежал и подоходно- прогрессивному налогу на общем основании.

Прусское законодательство о промысловом обложении, ока­зало влияние на развитие законодательства об обложении торго­во-промышленной деятельности в Австрии. Основанием для промыслового обложения в Австрии в начале XIX в. являлся за­кон 1812 г., которым был установлен налог на прибыльные про­мысловые занятия в области промышленности, торговли, ремесла и оказанием личных услуг. Австрийское промысловое обложение устанавливалось на внешних признаках предполагаемой доход­ности предприятий, классифицированных по суммам постоянных окладов. Размер таких окладов определялся в законе по роду или месту нахождения промысла, по числу рабочих рук или механи­ческих станков, по размеру вложенного в предприятие капитала, а также сумме годового капитала. Таким образом, в Австрии пер­воначально была установлена патентная система промыслового обложения. Однако, такая система обнаруживала несоразмер­ность постоянных окладов с действительным положением разви­тия промышленности и торговли в Австрии. В целях совершенст­вования системы промыслового обложения в 1849 г. был принят новый закон, которым патентный налог был дополнен подоход­ным. Обложение устанавливалось как по внешним признакам предприятия, так и по чистой их прибыльности. Дальнейшие из­менения в законодательстве были связаны с введением более равномерного обложения торговли и промышленности. В 1896 г. в Австрии был издан уже другой закон о промысловом налоге. Данным актом закреплялась раскладочная система торгово- промышленного обложения, заимствованная из прусского зако­нодательства. Общему промысловому обложению подлежало всякое лицо, ведущее в пределах Австрии какое-либо торгово- промышленное предприятие или иную деятельность, направлен­ную на получение прибыли. Освобождались от уплаты данного налога: служебные занятия, которые выполнялись за жалование или плату; предприятия, ведущие государством в целях общест­венного управления; работницы, занимающиеся домашними ру­коделиями; студенты, дающие частные уроки, а равно те лица, которые занимались частным преподаванием или писательской деятельностью. Плательщики промыслового налога в соответст­вии с законом распределялись на четыре класса в зависимости от общей суммы промыслового обложения, которую они должны были платить в течение последнего года, предшествующего рас­кладочному периоду. Таким образом, в законе устанавливались для каждого класса предельные ставки налога. Кроме этого, для предприятий, обязанных публичной отчетностью, налог опреде­лялся в размере 10 % с чистой прибыли. Поэтому раскладочная система промыслового обложения в Австрии имела характер классифицированного налога, построенного на сравнительной доходности предприятий.

Окладная система промыслового обложения была установ­лена в Англии. В основе такой системы лежал общий подоход­ный налог от экономической деятельности различных предпри­ятий. Поэтому в Англии в XIX в. не существовало специального промыслового налога на торгово-промышленную деятельность. Все виды доходов, полученные от различных видов деятельно­сти, подлежали обложению на основании закона о подоходном налоге, принятого в Англии в 1842 гЛ Данный налог складывался из особой системы налогов на источники доходов, которые по закону разделялись на пять групп. Это доходы от недвижимости, от аренды недвижимой собственности, от денежных капиталов, доходы торговцев и промышленников, доходы от жалований вся­кого рода и пенсий. Указанному подоходному обложению под­лежали все лица — английские подданные, иностранцы после шестимесячного пребывания в стране. При этом налог уплачи­вался со всех доходов, получаемых в Англии, либо получаемых за пределами государства. Освобождались от уплаты такого на­лога благотворительные учреждения, сберегательные кассы, коо­перативные товарищества. В отношении доходов торговцев и промышленников за основу обложения принимался чистый доход таких предприятий. Сведения о доходах плательщики обязаны были предоставлять для проверки специальным местным орга­нам, которые определяли размеры окладов обложения с учетом особенности деятельности предприятий в определенной местно­сти. Указанное обложение в Англии являлось частью имущест­венного налога, устроенное на подоходном начале. Так, англий­ский парламент, в зависимости от потребностей казны, назначал известную ставку налога, которая применялась одинаково ко всем видам доходов. Промысловый доход исчислялся по средне­му доходу за последние три года.

Учитывая особенности обложения торгово-промышленной деятельности в различных западно-европйских государствах, об­щими условиями для всех являлась обязательность предоставле­ния сведений о доходах налогоплательщиками, установлением штрафов за неподачу заявлений и отчетов. Также специальные податные учреждения имели право производить осмотр заведе­ний, запасов и промыслов, в исключительных случаях произво­дить следственные действия, допрашивать плательщиков, свиде­телей и экспертов.

Несмотря на различие в системах налогообложения торго­во-промышленной деятельности в западно-европейских государ­ствах в XIX веке, общими недостатками являлось проблема не­равномерности и обременительности обложения для налогопла­тельщиков, к чему и стремились зарубежные законодатели, со­вершенствуя нормативную базу в течение столетия, что является актуальным и для современного законодателя.


Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector