ПОИСК МОНГОЛИЕЙ НОВОГО МЕСТА В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ В УСЛОВИЯХ МНОГОПОЛЯРНОГО МИРА


Ю.В.Кузьмин, В.В.Свинин Иркутский государственный университет, Россия

Крах социалистической системы, распад СССР, ликвидация СЭЙ и Варшавского договора, и, в то же время, серьезные под­вижки в улучшении российско-китайских и монголо-китайских отношений создали совершенно новую международную ситу ацию в Восточной Азии. Демократизация социально-экономической и общественной жизни в России и Монг олии, вывод советских войск из Монголии привели к изменению характера российско- монгольских политических и экономических отношений. Монго­лия получила возможность создать собственную систему между­народных экономических отношений на основе полной самостоя­тельности.

В начале 90-х гг. Монголия отказалась от традиционной и приоритетной экономической ориентации только на одну стран)7 — СССР и его правопреемницу Россию, на которую ранее приходи­лось до 90 % внешней торговли, а в целом на страны СЭВ — около 97 %. К началу 90-х гг. в Монголии при содействии бывшего СССР и стран СЭВ было создано более 800 объектов, в том числе

около 150 крупных структурообразующих промышленных пред­приятий, составляющих основу современной монгольской эконо­мики.

Монголия начинает расширять географию внешней эконо­мической политики, проводит открытую экономическую полити­ку, пытается построить новую систему международных экономи­ческих отношений. Для ее реализации в марте 1990 г. был принят «Закон об иностранных капиталовложениях».

Важным элементом процесса переоценки внешней экономи­ческой политики Монголии стал ее поворот «лицом к Азии». Он выразился в значительном, а иногда и полном сокращении эконо­мического сотрудничества с бывшими социалистическими страна­ми Восточной Европы. С другой стороны, Монголия прилагает значительные усилия для расширения экономических отношений с Китаем, Японией, Южной Кореей, Вьетнамом. Политические ли­деры Монголии не только рассчитывали на получение экономиче­ской и финансовой помощи этих стран, но и хотели заимствовать опыт модернизации экономики, ее структурной перестройки.

Были созданы рабочие группы ученых, изучающих опыт модернизации экономики Вьетнама, Сингапура, Таиланда, Юж­ной Кореи. Большие надежды монгольское общество связывало с экономическим сотрудничеством с наиболее развитыми странами мира — США, Японией, Южной Кореей, а также рассчитывали на их помощь, поддержку и новые технологии. К сожалению, они оправдались лишь частично.

Монголия прошла ряд стадий замены жестко централи­зованной и административно-командной системы элементами ры­ночной экономики, была создана своеобразная переходная эконо­мика. В стране установились многопартийная система, парла­ментская республика, распущены коллективные сельскохозяйст­венные объединения. Результаты десятилетия экономических ре­форм нельзя оценить однозначно, положение страны остается сложным и противоречивым. В Монголии приватизировано свы­ше половины всех государственных промышленных и сельскохо­зяйственных предприятий, сформирована структура рыночных отношений: банковская система и фондовый рынок, либерализо­ваны внешнеэкономические отношения. Глубина экономического спада в Монголии была значительно меньше, чем в России.

Особенности отраслевой структуры экономики Монголии заключаются в отсутствии машиностроения и наукоемкой про­дукции, а основная часть ВВП производится в горнодобывающих отраслях, животноводстве и связанных с ними сырьевых отраслях экономики, обеспечивающих основную долю валютных поступле­ний от экспорта.

Смягчению кризиса в Монголии способствовала также фи­нансовая помощь промышленно развитых стран и международ­ных валюшо-кредитных организаций. Лидирующие позиции в этом процессе заняла Япония. В 1991-1993 гг. всею было выделено Монголии 787 млн. дол., из них Япония — 151 млн., Мировой Банк — 95 млн., МВФ — 87.5 млн. дол.

В первой половине 90-х гг. российско-монгольские отноше­ния характеризовались тенденцией резкого сокращения! и спада сотрудничества. Удельный вес России во внешней торговле Мон­голии сократился с 56% в 1993 г. до 23% в 1997 г. Сокращение удельного веса во внешнеторговом обороте Монголии в 90-е гг. сопровождалось и абсолютным уменьшением российско- монгольской торговли. В 1997 г. объем торгового оборота соста­вил 200.5 млн. дол., в том числе экспорт из России — 166 млн., а им­порт монгольских товаров — 39.9 млн. дол. Объем товарооборота сократился в 1993-1997 гг. более чем в полтора раза, с 354 млн. дол., а импорт из Монголии в 3.4 раза — с 218.8 до 135.8 млн. дол. Одновременно резко увеличилась несбалансированность взаимной торговли, возрос дефицит Монголии в торговле с Россией, Чис­ленность российских специалистов в стране уменьшилась в 10 раз.

В начале 90-х гг. в Монголии в периодической печати и общественном мнении определяющими были негативные оценки русско-монгольских к советско-монгольских отношений. Особой критике был подвергнут значительный долг Монголии России. Российско-монгольские экономические отношения испытали зна­чительную трансформацию и резкий спад, бьша прекращена практика предоставления Монголии государственных льготных кредитов.

Географическое положение Монголии — местонахождение ее между двумя крупными странами региона — Россией и Китаем, ис­торически сформировало постоянную зависимость от внешних геополитических факторов. Ослабление позиций России в Монго­лии неизбежно влекло за собой усиление роли китайского эконо­мического фактора.

Исторический аспект внешнеполитических отношений в треугольнике: Россия- Монголия — Китай изучены достаточно ос­новательно Е.А. Беловым, С.Г. Лузяниным, B.C. Мясниковым, В.Ц. Ганжуровым, однако экономический фактор нуждается в дополнительном исследовании. Китай традиционно рассматрива­ет Монголию, входившую до 1911 г. в состав Маньчжурской им­перии, зоной собственных национальных интересов.

Нормализация монголо-китайских экономических отноше­ний после десятилетий противостояния явилась фактором расши­рения сотрудничества. Китай предоставил Монголии кредиты, оказал безвозмездную помощь, был заинтересован в расширении торговых отношений. КНР предоставил Монголии кредитов на сумму 130 млн. дол. для выполнения 16 проектов. Расширяется экспорт китайских товаров: если в 1990 г. они составляли всего 0.7 % экспорта, то в 1993 г. составили уже 30.9 %, в 1996 г. — 14.0%. Однако, монголы по традиции «боятся» активного вторжения китайского капитала в монгольскую экономику.

Китай стал одним из основных потребителей традиционной монгольской продукции животноводства. После либерализации внешнеэкономических связей это способствовало росту цен на монгольское сырье, шерсть, пух, шкуры животных. Это, в свою очередь, привело к резкому сокращению экспорта целого ряда монгольских готовых изделий, в том числе меховых и кожаных изделий. В монголо-китайских торговых отношениях в настоящее время преобладает пршраничная и бартерная торговля, что со­ставляет 80 % всей торговли, на границе существует 11 пропуск- ных пунктов с

Третью позицию во внешних отношениях Монголии зани­мает Япония. Укрепление своих позиций в Центральной Азии для Японии стратегически важно. В свою очередь, высокий престиж японских технологии и товаров в мировой экономике является для монголов своеобразным символом процветания Азии. Япония ак­тивно изучает возможность монгольской экономики и ее рынка. Она ведет самую активную подготовку специалистов-монголо- ведов. На территории Монголии работало несколько совместных экспедиций по изучению природных ресурсов страны. При помо­щи Японии были построены металлургический комбинат в Дар- хане, комбинат «Говь» по переработке верблюжьей шерсти, ока­зана безвозмездная помощь в области образования и здравоохра­нения. Общий объем торговли с Монголией повысился, однако в объеме японской внешней торговли доля Монголии составляет незначительную часть.

Таким образом, к середине 90-х гт. сложилась новая система экономических отношений Монголии, изменился ее международ­ный статус. Вдвое сократились размеры экономического сотруд­ничества с Россией, но увеличились масштабы экономических от­ношений с Китаем, Японией и развитыми западными странами. Однако мне гас надежды и ожидания монгольской общественно­сти не оправдались: полномасштабной экономической стабилиза­ции и подъема не произошло,

В конце 90-х гг. Монголия вновь возвращается к восстанов­лению и расширению монголо-российских экономических отно­шений, заинтересована в создании совместных предприятий, уве­личении российских инвестиций в монгольскую экономику. Осо­бенно нужны монгольской экономике нефтепродукт, электро­энергия, машины и оборудование, запасные части. К началу 1998 г. в Монголии уже успешно работало 150 монголо-российских со­вместных предприятий, на долю России приходится теперь около 30% иностранных инвестиций.

Созданы благоприятные экономические условия для восста­новления и расширения российско-монгольских экономических связей. Большие перспективы сотрудничества с Монголией имеют Иркутская область и Бурятия.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector