Классификации ИТ по степени автоматизации

.

 

Информационные технологии существуют очень давно, с тех пор как для лиц, принимающих решения, потребовалось выполнение операций по сбору и переработке информации. Но вначале они были ручные: написание документов, расчеты, пересылка документов, их хранение, извлечение из них нужных данных, сортировки и прочие операции выполнялись вручную. По мере развития техники информационные технологии прошли этап механизации: счеты, арифмометры, калькуляторы, печатные машинки, гужевой, автомобильный и железнодорожный транспорт, телеграф и радиосвязь – вот элементы механизации ИТ. С появлением СВТ начался этап автоматизации ИТ.

Термины «ручные», «механизированные» и «автоматизированные «технологи» отражают суть трансформации технологий при замене ручного труда, но не раскрывают механизма, как эти замены осуществляются. Поэтому чтобы терминологически выделить механизм и степень автоматизации ИТ вводят понятия предметной, обеспечивающей и функциональной ИТ.

Предметная технология – последовательность технологических этапов по модификации первичной информации в результатную, вне зависимости от степени автоматизации.

Как следует из определения, предметная технология представляет собой модель обработки информации в форме этапов технологического процесса вне зависимости от того, как эти этапы будут выполняться: вручную ли, механизировано или автоматически.

Предметную технологию можно реализовать вручную.

Пример – управление вкладом физического лица, открывшего счет в банке.

Чтобы управлять счетом, его нужно открыть и договориться с банком о технологиях аутентификации, т.е. взаимного признания друг другом, а также пополнения счета и снятия с него средств.

Реализовать эту технологию можно вручную и длительное время ручная технология «работала» и в России, и за рубежом. Реализовывалась она следующим образом. Клиент банка писал заявление с просьбой открыть счет, сообщал свои паспортные данные, оставлял образец своей подписи и получал в банке сберегательную книжку. Банк заводил на клиента индивидуальную книгу, которая хранилась в специальном стеллаже, представляющем собой своеобразную базу данных.

Чтобы пополнить вклад, нужно было заполнить небольшой бланк, в котором указывались фамилия и инициалы клиента и сумма вклада. Оператор банка регистрировал сумму вклада, производил расчет начисляемых процентов на вклад и передавал документы кассиру, который принимал вклад и делал соответствующую отметку в своих документах.

Однако по мере развития СВТ им постепенно стали передавать выполнение отдельных ручных операции в этой технологии, обеспечивая их автоматизацию.

Таким образом, обеспечивающие ИТ – это такие технологии, которые обеспечивают автоматизацию отдельных операций предметной ИТ.

В приведенном примере обслуживания счета физического лица такой обеспечивающей технологией послужила своеобразная СУБД, с помощью которой можно было хранить информацию о динамике средств на счетах клиентов банка, а также осуществлять необходимую обработку данных и выводить информацию на печать (протоколировать операции). В частности, с помощью базы данных можно определять объем вкладов физических лиц на определенную дату, сумму поступивших и снятых средств в конце рабочего дня и прочие статистические данные. 

Такая компьютеризированная база данных позволяла значительно автоматизировать процесс хранения и обработки данных, и поэтому данная технология являлась обеспечивающей по отношению к предметной технологии.

Дальнейшее развитие информационных технологий позволило автоматизировать все большее и большее количество этапов предметных технологий вплоть до полной их автоматизации.

Функциональная ИТ – представляет собой такую модификацию или комбинацию обеспечивающих ИТ, при которой автоматически реализуется какая-либо из предметных технологий.

Таким образом, если удается подобрать и «сшить» в единый технологический процесс отдельные обеспечивающие технологии так, что предметная технология полностью выполняется автоматически, то результат «сшивания» обеспечивающих ИТ и будет являться функциональной ИТ.

В выше рассмотренном примере обслуживания счета физического лица такой функциональной технологией явилось управление счетом с помощью пластиковой карточки и банкомата. При этом клиенту предоставилась возможность снимать, а иногда и пополнять свой банковский счет в любое время суток через ближайший банкомат, который может находиться далеко от отделения банка, обслуживающего счет.

Трансформация обеспечивающих ИТ в функциональную может быть сделана как специалистом-проектировщиком, так и самим пользователем. Это зависит от сложности задачи и уровня подготовки пользователя.

Ссылка на основную публикацию