Учитывая роль общественной формы движения материи мы смело можем по качественным признакам отделить человека от его животных предков

.

 

Учитывая роль общественной формы движения материи мы смело можем по качественным признакам отделить человека от его животных предков.

Говоря о признаках, реализующихся в процессе биологического и социального влияния, следует отметить способность людей к общению символами – словами, что является высшим достижением умственной деятельности человека. Язык – это чисто человеческое качество, прямо связанное с мышлением, с развитием общественно – трудовых отношений людей. Для характеристики природы языка человека важное значение имеет тот факт, что языковые формы носят ненаследуемый характер. Очевидно, что все люди обладают общей генетической приспособленностью мозга к общению символами – речью, однако какова будет конкретная речь, целиком определяется воспитанием. Сколько бы тысячелетий предки данного человека ни говорили на определённом языке, это никак не записывается в генах, т.е. рождающиеся дети не обладают никакими генетически закреплёнными способностями к конкретным словам. Доказательством того, что современный язык не записан в генетическом коде, возникшем при появлении человека, служит тот факт, что любой язык в наши дни находится на высоком уровне развития, он неузнаваемо отличен от языка давних примитивных предков. Генетически запрограммирована только биологическая организация, создающая возможность общественно – трудовой деятельности людей. Но по мере своего развития, содержание языка не переходило в генную запись, оно оставалось на уровне социальной программы, адекватно передающейся через воспитание. Подтверждением данному положению служит следующий пример: если бы мы оставили современных детей без социальной среды, их язык не вышел бы за пределы языка людей, живших десятки тысяч лет тому назад.

На примере развития языка мы видим, что решающим для становления и прогресса человека было взаимодействие между генетической и социальной программами. Можно смело утверждать, что развитие человечества связано с реализацией генетической программы в условиях прогресса языка и мышления, чему способствовала организация  физических, структурных и химических признаков мозга. Но принципы работы нервной системы приобретаются человеком при функционировании в определённых условиях среды. Социальная программа определяет систему сознания в течении длительных периодов всего воспитания человека. Следует, конечно, признать, что биологические свойства человека в ходе его развития претерпели некоторые изменения, причины которых коренятся в том, что естественный отбор потерял для человека роль ведущего фактора прогресса. Его роль «взяла на себя» общественная форма движения, которая определяет социальную личность человека и при этом ни течение процесса, ни его итоги не записываются в генах. На основании этого можно сделать вывод, что в основе появления человека лежат два главных события. Это генетическая эволюция, в течении которой естественный отбор качественно новое существо, и появление общественно – трудовых процессов, благодаря которым это существо стало человеком. При этом следует отметить, что содержание духовной культуры с течением времени приняло форму социальной программы, которая аккумулирует сущность личного опыта поколений и является важнейшим элементом социальной эволюции человека. Исходя из анализа данной концепции, становится очевидным, что основные социальные черты человека, его «человечность», коллективизм, понимание добра и зла, правды и лжи, чувство красоты, способность предвидеть будущее и связанное с ним чувство ответственности, чувство любви, ощущения романтической юности и т.д. – всё это социально развивалось, было разным для разных исторических эпох, передаваясь при помощи социального наследования. Следует отметить тот факт, что человек именно на основе «биологической» реализации своих качеств и свойств стал формироваться как социальная личность через общественно – трудовую деятельность, итоги которой закреплялись в материальной культуре и социальной программе. После вступления человека в сферу общественных отношений, которые прекратили активный биологический процесс приспособительного «вписывания» человека в условия среды, а, напротив, позволили человеку творить мир для себя, т.е. естественный отбор перестал играть для него формирующую роль. Думаю, справедливым является то, что для человека преобразование биологического наследования уступило ведущее место изменениям в социальной программе, что и стало главным в прогрессе человека как социального существа. Ведь несомненно, что развитие общественно – трудовых отношений, появления сознания и членораздельной речи повели  к формированию нравственных принципов поведения человека, отвечающих потребностям общественных отношений. Подтверждением содержания концепции социологизаторства является анализ сравнения поведения животных и человека, между которыми лежит пропасть в виде появления нового качества, а именно социального наследования. Поведение животных определяется видовым стереотипом, который в основном детерминирован генами. Поведение человека определяется мышлением, волей, чувствами, уровнем познания законов природы, общества и степенью развития самопознания.  

Следует справедливо отметить, что редукционизм (в форме социологизаторства или биологизаторства) не является единственным методологическим основанием неправильного истолкования природы человека. Имеет место и другая крайность – дуализм, на позиции которого стоят многие учёные на Западе. Широкое распространение дуализма объясняется тем, что современное познание человека идёт как бы в двух плоскостях: с одной стороны, в сфере медико – биологических наук, с другой стороны, в рамках общественных наук.

Ссылка на основную публикацию