Анализ объективных процессов общественного развития показывает, что социальные и экономические интересы людей самым непосредственным образом связаны с регионами, и их реализация выдвигает требование обеспечения эффективного территориального развития в числе важнейших проблем.
Одним из серьезных недостатков сложившегося механизма территориального управления была и остается отсутствие четких экономических критериев и рычагов согласования интересов развития различных хозяйственных систем, взаимодействующих в рамках региона. Важнейшими видами таких взаимодействий является согласование интересов: экономического центра — республики — области — района — города; региона как целого — предприятий, расположенных на его территории; региона — региона.
Как известно, хозяйственный механизм территорий — это экономическая система прямых и обратных связей, носящих характер информационных потоков, управленческих решений и организационно- административной деятельности, базирующихся на распределении объектов собственности в обществе, государственном законодательстве, государственном регулировании экономических отношений, т. е. структура экономических субъектов в процессе их взаимодействия друг с другом по поводу хозяйственной деятельности. С этих позиций в экономических науках поднимается вопрос о местном сообществе, где существуют различные границы взаимодействия, а значит и границы проявления элементов рынка труда. Альтернативные подходы к изучению местного сообщества выдвигают на первый план различные способы определения его границ. В связи с этим возникают отдельные исследования анализа «функционального подсообщества»; ареала торговли и ареала трудовых ресурсов, где хозяйственная деятельность есть процесс, связанный с преобразованием материальной среды, среды обитания и целью управления здесь является — благоустройство, социальное благосостояние местного сообщества.
Особая исследовательская ниша в данном вопросе представляется в изменении структуры собственности, а следовательно, управлении групповым бизнесом и в том числе рынка труда. Использующиеся и имеющиеся данные свидетельствуют о гаком существенном изменении и структуре акционерного капитала российских предприятий. Существенное снижение доли работников и рост доли внешних акционеров отражает как посткризисные процессы концентрации собственности, так и снижение официально зарегистрированной доли менеджеров от в среднем 12-16 % в 1996 году до 7-8 % в настоящее время.
Это ведет к переходу от сравнительно аморфных образований типа конгломератов к более однородным вертикально интегрированным структурам, имеющим четкие организационно правовые границы, результатом которого явилось появление множества разнообразных форм хозяйственной деятельности, сопровождавшиеся процессами интеграции. Здесь интегрирование шло по пути вертикальной и горизонтальной консолидации капиталов (в том числе и рабочей силы), где взаимодействия давали множество вариан тов интегрированных корпоративных структур.
Широкое распространение возможностей корпоративной организации хозяйственной деятельности позволяет моделировать межфирменные отношения используя преимущества корпораций, в том числе:
— способность привлечения денежных средств;
— облегчение решения проблемы управляемости;
— упрощения порядка вхождения и выхода из состава акционеров;
— ограничения ответственности.
В связи с этим изменяются и критерии формирования корпоративных структур: технологическая и финансово-экономическая целесообразность новых активов; уровень корпоративного контроля; организационно правовая трансформация.
Примечательной чертой адаптационного механизма рынка труда в современных условиях хозяйствования является проявление консолидацион- ных процессов, отражающих высокий уровень концентрации производства. Первые признаки данного процесса наблюдаются в проявлении деловой практики через совершение сделок слияний и 1101 лощений. И здесь объединение усилий на рынке труда, в рамках интегрированных корпоративных систем строится на принципах вертикальной, горизонтальной, конг- ломеративпой интеграции.
Адаптация к любому из названных формирований реализуется в выработке и постоянном совершенствовании управленческого инструментария, конечную основу которого будет составлять синергетический эффект, основанный на идентификации аффилированных лиц хозяйствующего субъекта. Аффилированными признаются лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на основе классификации слияний и поглощений, в том числе горизонтальных, вертикальных, родственных или концентрических, конгломеративных.
В качестве синергетического эффекта могут использоваться два типа: операционные синергии и финансовые синергии. Получение первых основано на факторах экономии операционных издержек (эффект агломерации), когда используются определенные преимущества, возникшие в результате увеличения ее размеров, за счет значительного повышения квалификации персонала компании, централизацию ее бухгалтерского учета, финансового менеджмента и финансового контроля, экономии затрат на проведении НИР, эффекта комбинирования взаимодополняющих ресурсов, увеличения размеров рыночной ниши корпорации или увеличения монополистической мощи. Среди финансовых синергий можно выделить следующие факторы: уход от налогообложения; возможность покупки корпорации по цене ниже балансовой; диверсификации (способ снижения рисков и управление ими). Считается, что самые лучшие синергии — это синергии, явившиеся результатом сокращения издержек и генерирующие достаточно крупные прибыли корпорациям, если они вовремя выявлены и быстро использованы. Самые продуктивные синергии — это расширение и модернизация систем распределения продукции, процесс рационализации продаж, сокращение административных и грансакционных издержек.
Весь процесс формирования интегрированных корпоративных структур, в том числе и адаптация механизма рынка труда ведет к созданию и комплектации определенной команды предприятий, полагающие воплощать все возможные слияния синергии, где будут лучшие специалисты; определять уровни запрашиваемой доходности по реальному уровню отдачи, которое может дать предприятие местному хозяйству и каждому конкретному лицу; осуществлять решение краткосрочных задач.
Региональная интеграция, в отличие от глобальной, объективно направлена па наиболее полное и рациональное использование ресурсов и предоставление им возможности найти свое место в системе хозяйствования. Анализ региональных слияний и поглощений предполагает возникновение в сфере глобальных монополий единого рынка труда, что связывается с новым аспектом влияния технологий на процессы монополизации, а также с изменением товара рабочая сила. При этом основное значение будет иметь не столько превращение в этот товар человеческого сознания как такового, сколько все большая уникальность данного товара. Эта уникальность и неповторимость создает предпосылки для монополизации. К тому же скорость движения данного капитала будет все больше зависеть от психологических факторов (настроения, ожиданий, подсознательных решений и реакций участников рынка), что способствует формированию моделей и механизмов корпоративного управления в разрезе групп акционеров.
В последнее время все больше проявляет себя тенденция совмещения в одном лице собственника и менеджера. Поэтому устоявшаяся промышленная структура собственности модифицируется. Один из собственников имеет преимущества, вытекающие из его положения в системе управления и тем самым относительно повышаются издержки внешних собственников; статус собственника позволяет снизить издержки по социальной защите и реализовать разнообразные возможности, а отсюда могут создаваться различные модели корпоративного контроля (модель «частного предприятия», «коллективной менеджерской собственности», «концентрированным внешним владением», распыленным владением»).
В части адаптационного механизма рынка труда в ряде регионов могут быть, во-первых, сконцентрированы ресурсы человеческого капитала, необходимые для реализации инвестиционных проектов. Во-вторых, укрупнение будет обеспечивать стабильность и возможность решать масштабные задачи.
Учет поднятых региональных аспектов позволит достигнуть сбалансированности баланса в потреблении рабочей силы посредством:
— активизации прямого участия реальных инвесторов в корпоративном управлении и развитии производств;
— повышения роли ответственности аффилированных лиц;
— активизации внутренних механизмов контроля над деятельностью различных видов компаний;
— создания эффективных механизмов внешнего контроля;
— развития инфраструктуры знаний и исполнения законов;
— усиления подотчетности менеджмента на основе жесткой системы контроля и оценки его работы, процедур взаимоотношений нанимателя и нанимаемого.
Перечисленные механизмы призваны обеспечить проведение эффективной экономической политики и успешное управление экономикой региона, а также поддержку регионально-политической власти, благоприятные отношения с местной политической элитой и возможность удовлетворить собственные (корпоративные) интересы. Помимо этого эффективный контроль за экономикой региона сам по себе будет являться одним из важнейших властных ресурсов, что имеет значение при формировании специфическою механизма адоптации в части административного предпринимательства, где основное внимание будет уделяться инвестиционному проектированию, в том числе и рынку труда, регулировать клиентурные отношения в регионе.