ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ТУРИЗМ В БАЙКАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ

Включение Байкала в список объектов Мирового наследия ЮНЕСКО и создание вокруг него сети особо охраняемых природных территорий (ООПТ) разного ранга определяет специфику развития туристической деятельности в Прибайкалье, т.к. приоритетными задачами ООПТ являются сохранение природных комплексов в сочетании с экологическим просвещением и организацией отдыха всех постоянно и временно пребывающих на их территории.

Системе неформального экологического образования и непосредственному общению с природой принадлежит важная роль в формировании экологического сознания. Комплексными и интенсивными фирмами экологического образования являются экологические лагеря и дологические экспедиции, в которых происходит максимально активное »«прикосновение с миром природы в условиях естественной среды, формируется профессиональная этика взаимоотношений с природой. Кроме того, экологическое образование неразрывно связано с tдоилетворением потребности в полноценном активном отдыхе на природе, с представлением о здоровом образе жизни, с созданием условий 4JM развития организованного отдыха и оздоровления.

Преимуществами любой ООПТ являются высокое биологическое рмиообразие, возможность наблюдать ненарушенный ход природных процессов, познавать законы природы, проводить сравнительную оценку природных комплексов с природно-антропогенными и антропогенными. Им это создает предпосылки для развития туризма, преследующего не юлько рекреационные, но и познавательно-образовательные цели — шотуризма.

Прибайкалье с разнообразием его природных и культурно- исторических объектов привлекательно для различных видов »уристической деятельности. Здесь соседствуют высокие горные хребты Гильпы»), равнины, пересеченные величайшими реками Сибири, Байкал — гмсток мирового наследия ЮНЕСКО, памятники истории, культуры и природы. Предпочтительное развитие экотуризма на ООПТ Прибайкалья ♦ М1ано с тем, что выполняя главную функцию — восстановление духовных и физических сил человека и обеспечение полноценного отдыха, он ориентирован на соблюдение определенных, довольно жестких правил поведения в природной среде, устойчивое природопользование, меньшую рмурсо- и энергоемкость. Экотуризм рассчитан на непосредственное Иистие в социально-экономическом развитии территорий и экологическое просвещение туристов, стремление свести к минимуму ущерб окружающей среде. Последнее имеет немаловажное значение, так как побережье Байкала испытывает сильное антропогенное воздействие, в том числе, благодаря неорганизованному («дикому») туризму, что приводит к деградации геосистем.

Экологическое образование и просвещение направлены на формирование понимания единства человека и природы и cоотетствующего отношения человека к природе, создание системы умений и навыков взаимодействия с природой. Все это способствует «иииикновению адекватных экологических представлений, выработке иологически целесообразности стратегии поведения, формированию профессиональных навыков научно-исследовательской работы.

Решение вопросов рационального использования ресурсов байкальского региона, прежде всего, связано с развитием организованной рекреационной деятельности, требующей обустройства территории в целях отдыха и туризма, проведения соответствующих мероприятий (экскурсий, планирования и обустройства экологических троп и др.), выявления новых ресурсов и объектов туризма и подготовкой специалистов соответствующего профиля. Научно-познавательный туризм позволяет не только расширить географический кругозор, но и приобрести более глубокие научные знания, получить целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в природе и обществе.

Спрос на специалистов в области рекреации привел к тому, что их обучение ведется в разных вузах г. Иркутска, причем каждый из них ориентируется на определенные виды и объекты туристической деятельности. В отличие от других учебных заведений подготовка специалистов в области туризма и экскурсионного дела на географическом факультете Иркутского государственного университета осуществляется в старейшем вузе Сибири на основе классического географического образования в соответствии с государственным образовательным стандартом. Его выпускники владеют основами естественных, гуманитарных и социально-экономических наук.

Все это позволяет обеспечить теоретическую и практическую основу, необходимую для подготовки менеджера по туризму, способного самостоятельно вести туристическую группу, представить достаточно полную и точную информацию об объектах рекреации как в городских, так и в условиях «дикой» природы, способного самостоятельно или с привлечением специалистов произвести рекреационную оценку территории, разработать, описать и организовать туристические маршруты.

Для закрепления теоретических знаний и приобретения практических навыков при подготовке студентов по специализациям «Туризм, экскурсионное дело и экологический туризм» и «Страноведение и международный туризм», а также в связи с обращениями о содействии в проведении учебных практик, на базе кафедры физической географии и геоэкологии географического факультета ИГУ было открыто в 2002 г. учебное туристско-экскурсионное бюро (УТЭБ), которое можно рассматривать как составляющее звено инновационной научно- образовательной лаборатории по экологическому образованию и туризму.

В настоящее время в Байкальском регионе преобладает спортивно- рекреацигонное направление экотуризма. Работа УТЭБ направлена на создание базы данных об объектах туристско-экскурсионной деятельности в Иркутске, Прибайкалье и Забайкалье, разработку туристических маршрутов й экскурсий, знакомство с рекреационной инфраструктурой Байкальского региона, сотрудничество с международными и российскими экологическими организациями и участие в осуществлении экологических проектов, в том числе Большой Байкальской Тропы (ББТ).

Вместе с тем ресурсы Прибайкалья вполне допускают развитие познавательного и научного туризма. Объектами исследования при этом могут быть и отдельные природные объекты и природные комплексы в ((•лом, может быть получена информация об удаленных и малоизученных районах, особых достопримечательностях неживой и живой природы.

На географическом факультете Иркутского государственного университета накоплен опыт исследований, посвященных оценке рекреационных ресурсов, рекреационной освоенности и устойчивости, методике проложения экологических троп. Студенты, специализирующиеся в области туризма, занимаются разработкой щскурсионных туров на наиболее популярных маршрутах, обобщают материалы, посвященные природным условиям, ресурсам, памятникам истории, культуры, природы, состоянию рекреационной инфраструктуры, отрабатывают методику и технику многодневных горных походов и юродских экскурсий. Практические занятия, учебные экскурсии, полевые практики и туристические походы в разные сезоны года в Восточном Саяне, Хамар-Дабане и на Олхинском плато позволяют не только расширить сферу профессиональной деятельности, но и привить интерес к мучению природы и бережному к ней отношению, что способствует сохранению уникальных экосистем Прибайкалья.

В научных полевых исследованиях возможно участие обыкновенных гуристов-добровольцев. В то же время в перспективе расширяются шпможности детального изучения природы и природных явлений, истории нсаоения территории, экологических проблем региона российскими и иностранными студентами и практикантами под руководством ведущих ученых университета и институтов Иркутского научного центра с использованием современных методов исследования. Для этого требуется оснащение инновационной научно-образовательной лаборатории современными приборами и оборудованием для полевых и камеральных работ.

Использование полученных результатов в учебном процессе может происходить в разных формах, в том числе в виде научных докладов, курсовых и дипломных работ, учебных пособий. Приобретение навыков постановки эксперимента, обобщения данных возможно как в условиях Стационаров, так и во время маршрутов и экскурсий, при выполнении лабораторных и практических работ. В итоге осуществляется не только программа экологического образования, но и повышается культура аиимоотношений с природой, вырабатываются экологические нормы иоаедения в природной среде, воспитывается чувство личной опетственности за судьбу уникальной природы Прибайкалья. Полученные шания могут быть реализованы в последующей профессиональной деятельности.

Экотуризм в Байкальском регионе может быть ориентирован, в том числе, на организацию профессионального начального образования (на базе лицея Иркутского государственного университета), на организацию самостоятельной научно-исследовательской работы студентов и аспирантов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector