О НЕКОТОРЫХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ, ЭТИКО-ГУМАНИСТИЧЕСКИХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ СПЕЦКУРСА «ОСНОВЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ»

Проблеме делового общения отечественная наука уделяла мало внима­ния. Одним из основных моментов, определяющих такой слабый интерес, являлась командно-административная социальная и хозяйственная практика, бытующая до недавнего времени в нашей стране.

Заранее предусмотренные и предписанные нормы поведения регламен­тировали жизнь людей, а самостоятельность, решительность, оригинальность и инициативность делали ее порой опасной. Страна долгие десятилетия на­ходилась в изоляции от всего цивилизованного мира, в сознание людей на­стойчиво внедрялась идея конфронтации с ним. В сфере делового общения царил однообразный монолог, определяющий несвободу и отсутствие об­ратной связи.

Происшедшие изменения в социальной и экономической жизни страны повлекли за собой принципиальные изменения мышления и идеологической практики. Произошла смена духовной перспективы общества. Общество ста­ло более открытым для достижений человеческой цивилизации. А это тре­бовало от человека в новом мире поиска консенсуса, умения соприкасаться с различными культурами и ценностями, не отторгать их, а уважать и по­нимать. От современной науки потребовалось обобщение, переосмысление имеющихся наработок и результатов исследований, а также разработки тео­рии вопроса с точки зрения современных подходов. На практике эта пробле­ма особенно актуальна для профессиональной сферы деятельности.

Необходимость широкого распространения этих знаний подтвердил проведенный нами в 1995-97 гг. опрос работников управленческого аппарата туристических фирм города Иркутска, который показал, что в любом деле, требующем общения с партнерами, успех более чем на 50% зависит от уме­ния установить контакт и вести деловые переговоры. Исследование вскры­ло недостатки в подготовке специалистов в этой части.

Однако практика показывает, что не все учебные заведения, целена­правленно занимающиеся подготовкой управленческих кадров, уделяют это­му вопросу достаточное внимание. Анализ учебных планов и программ неко­торых из них (г. Москва, С. — Петербург, Новосибирск, Иркутск) выявил, что

интерес к проблеме делового общения только намечается, вводятся курсы, сопряженные с деловым общением: «Имиджелогая», «Деловая риторика», «Конфликтология», «Коммуникативные процессы в бизнесе», «Управление персоналом» и т.д. В немногих учебных заведениях изучается комплексный курс «Деловое общение». Социологический опрос, проведенный в молодеж­ной среде подтверждает необходимость введения такого курса в школе средних и высших учебных заведениях. Понимая это, нами был разработан и апробируется с 1995 г. в группах отечественных и иностранных студентов и стажеров спецкурс «Основы делового общения».

Программа курса опирается на теоретические посылки, широко исполь­зуя категориальный аппарат различных предметных областей знаний (психо­логии, философии, этики, эстетики, социологии, педагогики, валеологии, этнографии и др.), рассматривающих со своих позиций проблему делового общения.

Основными принципами, кроме общедидактических, которые были избраны нами при работе, явились следующие: соответствие содержания спецкурса цели подготовки специалиста; учет содержания профессиональ­ной деятельности при формировании содержания отдельных глав; обеспече­ние прогностического (опережающего) характера содержания спецкурса; учет взаимосвязи и взаимовлияния содержания, форм и методов, используе­мых при чтении спецкурса; учет закономерности профессионального ста­новления и развития.

Учитывая широту и многосторонность процесса делового общения и представляя его как целенаправленное взаимодействие между многими или хотя бы двумя субъектами профессиональной деятельности, каждый из ко­торых является носителем активности и предполагает ее в других партнерах, в качестве методологического основания для рассмотрения проблемы был избран системный подход.

Исходя из признаков всеобщей связи и взаимообусловленности явле­ний в природе и обществе, он интересен тем, что не меняет реальность, а лишь меняет интерпретацию фактов, их оценку и прогнозирование. Кроме того, принципы системного подхода обладают широким и гибким содержа­нием по сравнению с другими, часто используемыми подходами (структур­но-функциональным анализом, структурализмом и др.).

Представляя деловое общение как целостность, состоящую из сово­купности элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, системный метод дает возможность выстроить нормативную модель (модель программного типа), представляющую собой желательное состояние делово­го общения в любой профессиональной сфере деятельности. Комплекс мер, реализуемых на этапах ее разработки, обеспечивает наилучшее соответствие состава и структу р элементов, входящих в систему делового общения, по­могая достичь целостности, исходя из общих целей проблемы и заданных ус­ловий процесса. Создаваемые конструкции представляют собой не что иное, как инструмент для подготовки, организации и управления процессом дело­вого общения. Такой подход к рассмотрению делового общения позволяет более реалистично взглянуть на проблему, выявить многообразие типов свя­зей, вскрыть противоречие в его структурах, определить пути их ликвида­ции, а также увидеть условия успешной реализации самого процесса. Сис­темный подход, таким образом, выполняет как методологическую, так и ми­ровоззренческую функции и способствует адекватной его постановке в со­временном образовании.

Важной проблемой является определение содержательной части про­граммы и курса. Опыт трехлетней работы позволил предложить вариант про­граммы, включающий в себя следующие блоки теоретического и приклад­ного планов: теоретико-методологические основы делового общения, вер­бальные и невербальные средства делового общения, перцептивная и инте­рактивная стороны делового общения, основные организационные формы, общение с зарубежными деловыми партнерами, имидж и самосовершенст­вование делового человека.

Одну из проблем спецкурса мы видим в необходимости осмысления всеобщего и комплексного хараюгера делового общения, с одной стороны, и рассмотрении его в конкретном социальном контексте в многообразии форм и проявлении, с другой.

Процесс делового общения относится к плану общественных явлений. Центром его является человек. Без человека, вне его, деловое общение не существует. Оно характеризует реальную общественную деятельность чело­века. А так как человек рассматривается нами в очень широком социальном контексте, во всем многообразии своих общественных отношений и единст­ве с созданными им материальными и духовными ценностями, то поле про­явления делового общения будет весьма обширно. Оно охватывает профес­сиональную сферу деятельности человека (внутрипрофессиональную, меж­профессиональную). И хотя функционирует в различных областях, одинако­во по своей сути. Процесс протекает в исторически конкретной среде с опре­деленным спектром возможностей. В нем пересекаются множество самых разных интересов, потребностей. Они отражаются в многообразии мотива­ций, ценностных ориентаций его участников.

В процессе делового общения перед каждым его участником встает вы­бор — поступать в соответствии с существующими эталонами или приспо­собиться к обстоятельствам. Особенно остро это наблюдается в переломные моменты истории. В эти периоды меняется относительно постоянный образ жизни, происходит распад традиционных укладов и ослабление традицион­ной морали. На фоне утраченных идеалов и ценностей, душевной пустоты, чувства свободы и вседозволенности возникает плюрализм норм и этическая субкультурность. С одной стороны, исчезновение принуждающей власти

определяет реальные жизненные альтернативы, с другой — появляется по­требность в новых нормах и регулятивах.

Моральные нормы — это императивное требование, которому должен следовать человек при осуществлении своих самых разных целей. В ходе де­лового общения моральные нормы воспроизводятся под действием привыч­ки, оценок общественного мнения, убеждений и побуждений, воспитанных у человека. При деловом общении должна соблюдаться та минимальная эти­ческая необходимость, принципы которой можно свести к нескольким смыслам: утверждение честности и справедливости, соответствие между мыслью, словом и делом; не делать другому того, чего не желаешь для себя; даже наедине с собой поступать так, как будто на тебя смотрят окружающие. Эти принципы не допускают исключений, они претендуют на универсаль­ность и абсолютность и будучи предельно обобщенными, отражают сущно­стные потребности человека, социально-исторические условия его бытия. Принципы морали, положенные в основу делового общения, определяют взаимоотношения, направленные на утверждение самоценности личности, равенства всех людей в их стремлении к счастливой и достойной жизни, задают гуманистическую направленность реальной деятельности людей.

Современная деловая практика в нашей стране пока не имеет обеспе­ченности договорных отношений, обеспеченности безопасности личности как персоны, обеспеченности личностно-стратегических ресурсов развития деятельности. Сегодняшнее прогнозирование социаль­но-экономического и политического развития России составляет определен­ную трудность. А поскольку этого нет на законодательном уровне, то пози­тивная страховка с государственного уровня перемещается на уровень лич­ной безопасности, т.е. логика развития рынка заставляет людей защищаться через обеспечение собственного аппарата реагирования.

Частичное решение этого вопроса возможно через деловое общение, одну из проблем спецкурса мы видим и в вооружении слушателей техноло­гией выработки определенных норм и критериев, по которым он может про­тивостоять, развиваться и эффективно функционировать в современном обществе. Хотя здесь встает проблема правомерности вооружения мощным технологическим инструментарием тех, кто не имеем сформированного нравственного стержня.

Анализируя курс «Основы делового общения» и проблемы его изуче­ния, следует отметить, что в отечественной литературе эти вопросы не на­шли глубокого осмысления. Ни в одной из имеющихся работ проблема не получила концептуального оформления. Информационно-методическая база для учебных целей практически отсутствует. Для конкретной деятельности в Иркутском университете нами подготовлено информационно-методическое пособие по деловому общению, включающее тесты, задания, вопросы, реко­мендации, речевые штампы, советы, помогающие в итоге вести деловые бе­седы, коммерческие переговоры, дискуссии.

Проблема многогранна, сложна и необходимость ее разработки, на наш взгляд, требует коллегиальных усилий.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector