Инвентаризация

.

 

В целях обеспечения достоверности дан­ных бухгалтерского учета и отчетности предприятия обяза­ны проводить инвентаризацию имущества и обязательств. Порядок проведения инвентаризации определен приказом Минфина России № 49 от 13 июня 1995 г. «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых результатов».

Инвентаризация — установление на определенный момент времени фактического наличия средств и их источников, фактически произведенных затрат путем пересчета инвентаризируемого объекта в натуре, т. е. снятия остатков, или путем проверки учетных записей. С помощью инвентаризации проверяют правильность данных текущего учета и выявляют ошибки, допущенные в учете; учитывают неучтенные хозяйственные операции, контролируют сохранность тех или иных хозяйственных средств, числящихся у материально ответственных лиц.

Инвентаризации бывают полные, охватывающие все виды ресурсов предприятия, и частичные, охватывающие какую либо определенную группу хозяйственных средств или источников, например материалы на одном складе.

Инвентаризации могут быть плановые и внеплановые.

Количество инвентаризаций в отчетном году, порядок и сроки их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются предприятием, кроме случаев, когда проведение инвентаризации обязательно:

   при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;

   перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация зданий и сооружений и других неподвижных объектов основных средств может проводиться один раз в два-три года, а библиотечного фонда один раз в пять лет;

   при смене материально ответственных лиц (на день приемки передачи дел);

   при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи имущества; в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

  при реорганизации или ликвидации организации;

  в других случаях, предусмотренных законодательством   РФ.

Выявленные при инвентаризации и других проверках рас­хождения фактического наличия имущества с данными бух­галтерского учета регулируются в следующем порядке:

   основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению соответственно на финансовые результаты или увеличение финансирования (фондов) с последующим установлением причин излишка и виновных лиц;

   убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном законодательством порядке, списывается по распоряжению руководителя предприятия соответственно на издержки производства, или на уменьшение финансирования (фондов). Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм;

   недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порчи сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц. В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на издержки производства, или уменьшение финансирования (фондов).

На предприятии в период инвентаризации хозяйственных средств создается центральная инвентаризационная комиссия, разрабатывающая план инвентаризации.

Результаты инвентаризации рассматриваются инвентари­зационной комиссией с принятием решения, за счет кого дол­жны быть отнесены недостачи, выявленные при инвентари­зации, или как оприходованы излишки. Решения комиссией протоколируются. Протоколы в зависимости от размера и характера недостач утверждаются руководителем предприя­тия или вышестоящей организацией по ходатайству руко­водства предприятия. На основании утвержденных протоколов бухгалтерия производит записи по счетам, приводя тем самым в соответствие данные инвентаризации и текущем учета.

Ссылка на основную публикацию