ТОРГОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ США И ЯПОНИИ

С. В. Чернодедов, Г.Д. Белькова

На момент окончания войны в 1945 г. четверть национального богатства страны была уничтожена, производство упало до уровня 1935 года. Благодаря широкой помощи США, передаче ими технологий, а также открытию их колоссального рынка в 50-60-е гг. Япония смогла добиться ускоренных темпов роста экономики. Вдобавок война в Корее породила громадный спрос на поставки для американских войск, и это также повлекло за собой быстрое расширение производства в Японии.

В 1950 г. доля Японии в мировом ВНП не превышала 1%, а на долю США приходилось 50%. Сейчас на долю этих двух стран приходится 43% мирового ВНП, причем Япония обеспечивает 17% из них, США — 26%. Золотовалютный запас Японии превышает 200 млрд. долл. и уже более четырех лет является самым большим в мире.

Выдвинувшись в 80-е годы на моего мировой сверх державы, Япония бросила вызов экономическому доминированию Европы и США. К середине 80-х годов вполне определились главные группы конкурентов: среди них были США и европейские государства, занимавшие «оборонительные» позиции, и «наступающие» на рынках массовых товаров народного потребления Япония и страны Азии.

Именно Япония оказалась основным соперникам США в ли годы. Уже к середине 80-х она обеспечивала 82% мирового выпуска мотоциклов, 80,7% производства домашних видеосистем и около 66% фотокопировального оборудования; к 1982 году японские компании контролировали до 60% американского рынка станков с числовым программным управлением.

Между 1973 и 1986 годами доля США в мировом производстве товаров и услуг снизилась с 23,1 до 21.4 процента, доля ЕС — с 25,7 до 22.9, а доля Японии возросла с 7,2 до 7,7 процента. Соответствующим образом ухудшались и позиции американских компаний.

Два десятка лет и огромные инвестиции привели к превосходству японских автомобилей. 70% из этих машин собраны в Штатах. Сегодня на японско-американских автопредприятиях работает более сорока трех тысяч американцев. Еще триста тысяч работают на дилеров этих компаний. Жестокая конкуренция с Японией приводит к тому, что качество автомобилей постоянно улучшается, а \ покупателя расширяется выбор.

Если в 1971 год\ 280 из 500 крупнейших транснациональных корпорации были американскими, то к 1991 год\ таковых осталось лишь 157: к этом} времени Япония фактически догнала США, обладая 345 крупнейшими компаниями из ШОО (против 353 у США): в конце 80-х годов она располагала 24 крупнейшими банками при том, что в странах ЕС таковых было 17, а в Северной Америке всего 5; 9 из 10 крупнейших сервисных компаний также представляли Страну восходящего солнца.

В начале 90-х годов мировой рынок программных продуктов контролировался американскими компаниями на 57 процентов, и их доля превышала японскую более чем в четыре раза.

Кабельными сетями к середине 90-х годов были связаны 80 процентов американских домов и только 12 процентов японских; в США на 1000 человек использовались 233 персональных компьютера, тогда как в Японии -— всего 80; электронной почтой регулярно пользовались 64 процента американцев и лишь 21 процент японцев.

Затраты японских компаний на информационные технологии сегодня составляют лишь около 4,5% их доходов, что на 50% меньше аналогичного показателя в США.

Основными причинами отставания Японии по уровню развития высоких технологий от других промышленно развитых стран, являются сосредоточение почти 80% исследований в этой области в частных лабораториях, заинтересованных в быстром внедрении своих разработок в промышленность, а не в длительной научной работе, ориентированной на долгосрочную перспективу; низкие затраты японских компаний на информационные технологии; занятость большинства талантливых инженеров и менеджеров в этой сфере в крупных корпорациях, бюрократическая структура которых препятствует реализации новых идей.

Не сумев одержать победы в технологическом соревновании с США, Япония перешла к оборонительной позиции, став не форпостом постиндустриального общества на Востоке, а создав вокруг себя сообщество государств, полагавшихся на экспансию индустриального производства. Уверенность японских предпринимателей и политических лидеров в возможности восстановления своей экономической мощи за счет экспансии в Азии привела к тому, что сама Япония к концу 90-х годов проигрывает соревнование с США.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector