После Великой Окт. социалистической революции начался новый этап эволюции буржной философии, связанный с общим кризисом капитализма

.

 

После Великой Окт. социалистической революции начался новый этап эволюции буржной философии, связанный с общим кризисом капитализма. Возникают течения и школы, которые ставят перед собой задачу нового обоснования идеализма, утратившего свои господствующие позиции.

Значит влияние на идеалистическую философию  20 века оказала феноменология (Э. Гуссерль), первоначально стремившаяся превратить философию в «строгую науку»; позднее феноменология эволюционировала к концепции «жизненного мира», смыкающейся с иррационалистической философией жизни (М. Шелер, поздний Гуссерль). В 10- 20-х гг. 20 века приобретает влияние неореализм (Дж. Э. Мур, Р. Перри, Э. Холт, У. Монтегю), пытающийся, подобно позитивизму, проложить «среднюю линию» между материализмом и идеализмом. Космологическое направление в неореализме (С. Александер, А. Н. Уайтхед, Я. X. Смэтс) развивало идеалистическую (по существу метафизическую) концепцию эмерджентной эволюции, противоположную диалектико-материалистическую теории развития. Как реакция на неореализм в 20-30-х гг. возник критический реализм (Дж. Сантаяна, Ч. Стронг, Д. Дрейк), утверждавший, что процесс познания опосредован «данным», идеалистически толкуемым (например у Сантаяны) как логическая  сущность вещей. Одно из основных направлений буржуазной  философии  20 века — неопозитивизм (Б. Рассел, Л. Витгенштейн, Р. Карнап, М. Шлик, О. Нейрат), который, отвергая возможность Ф. как теоретического познания мировоззренческой проблемы, противопоставляет науку философии, сводит задачу  к логическому анализу языка науки.

Представители неопозитивизма сыграли значит. роль в развитии современных форм логики, семиотики и логики науки; однако ввиду несостоятельности исходных установок (идеалистический эмпиризм, феноменализм) неопозитивизм не смог дать действительного решения актуальных философско-методологической проблем науки. Основные течения неопозитивизма: логического анализа философия, или логич. эмпиризм (Карнап, Ф. Франк, X. Рейхенбах) и логич. прагматизм (У. Куайн, Н. Гудмен); лингвистическая философия (поздний Витгенштейн, Г. Райл, Дж. Остин, П. Строусон, Дж. Уисдом), подменяющая филос. исследование лингвистическим. Современная форма неопозитивизма — аналитическая философия (К. Поппер и др.). В 1-й пол.- сер. 20 века определеное влияние приобрёл персонализм (Н. Бердяев, Э. Мунье, Р. Флюэллинг) — религиозно -идеалистическое. направление, признающее личность высшей духовной ценностью, а весь мир — проявлением активности «верховной персоны» — бога.

Одним из ведущих направлений бурж. Ф. 20 в. является экзистенциализм — современная форма иррационализма, возникшая как выражение кризисного состояния буржуазного  общества. Основные его течения: «атеистический» экзистенциализм (М. Хайдеггер, Ж. П. Сартр, А. Камю) и религиозный экзистенциализм (Г. Марсель, К. Ясперс, М. Бубер). Отвергая научную философию, экзистенциализм выдвигает на первый план проблему человека, рассматривая его не как природное и социальное существо, а как духовную экзистенцию — возможность «существования», реализующуюся в акте абсолютно свободного выбора. Наиболее влиятельным направлением современной религищзной философией является неотомизм (Ж. Маритен, Э. Жильсон, Ю. Бохеньский) — ведущее филос. учение католицизма. Неотомизм — теологическая форма современного объективного идеализма; его Ф.- метафизика, возрождающая основные принципы средне-вековой  схоластич. учения Фомы Аквинского; основываясь на принципе «гармонии разума и веры», неотомизм выдвигает религиозное истолкование современных научных теорий.

 Современная  буржазная философия является выражением глубоких противоречий позднекапиталистического  общества. Общий кризис капитализма обусловил кризисный характер развития буржуазной философии  как теоретической базы буржуазной  идеологии. Характерные черты буржуазной философии 20 века: идеализм и метафизика, иррационалистическое искажение диалектики, отрицание мировоззренческого значения науки, утверждение религиозной картины мира, эклектизм, попытки «преодолеть » противоположность материализма и идеализма (новые варианты неореализма, концепции «франкфуртской школы»). В силу несостоятельности исходных принципов — прежде всего идеализма и отказа от диалектики — многочисленного течения и школы буржуазной философии  оказались не в состоянии дать научный анализ сущности и закономерностей совренной  эпохи, решить актуальные проблемы бытия, познания и общества. Опираясь на достижения обществ. практики и науки, марксистско-ленинская философия ведёт непримиримую борьбу со всеми видами современного идеализма и метафизики.

Опыт истории показывает, что философия необходимо должна опираться на совокупность добытых человечеством знаний, что все выдающиеся мыслители прошлого стояли на уровне науки своего времени. Многоступенчатый  фундамент  положения современной науки были выдвинуты философией: концепция атомизма, идея рефлекса, положение о сохранении количества движения, принцип детерминизма, идея развития и т. д.

Уже в начале 20 в. Ленин сформулировал важнейший для современного естествознания принцип неисчерпаемости материи. В тесной связи с философией разрабатываются совренные теории пространства и времени, принципы сохранения и др. В свою очередь, прогресс науки обогащал и обогащает философию. Все крупнейшие научные открытия способствовали развитию философского мировоззрения, означали продвижение вперёд в области методов мышления.  Подлинно научная философия  не подменяет собой частные науки, а лишь вооружает их мировоззрением, общим методом познания и теорией мышления, благодаря чему занимает ключевую позицию в системе наук.

 Область применения методов частных наук обычно ограничивается рамками предмета данной науки. В отличие от этого, методы философии имеют универсальный характер. Но они прилагаются к специальным областям знания не прямо, а в результате переработки их в систему положений, применимых к специфическому материалу соответствествующей науки.

Ссылка на основную публикацию