ФОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

И.В. Костина, Т.А. Малетина

Переход к рынку выдвинул задачу формирования российского менеджмента. Его становление зависит, во-первых, от уровня развития товарного производства. Во-вторых, от уровня технического и технологического развития общества.

Важным фактором, влияющим на специфику менеджмента, является менталитет нации, влияющий на формы, функции и структуру упрвления. Менталитет — подсознательная социально- психологическая «программа» действий и поведения отдельных людей, нации в целом, проявляемая в сознании и в практической деятельности людей. Проявление биопсихологической программы поведения людей сказывается на различных сферах человеческой деятельности: быту, общении, производстве. Значительное влияние она оказывает на управление. Человек не может быть свободным от общества, от самого себя, своей ментальности. При этом он всегда находится в определенной иерархической системе: или подчиняет и руководит, или подчиняется. Следовательно, управление есть форма выражения ментальности. В этом качестве менталитет — всеобщая основа поведенческого менеджмента, его элемент.

Закон соответствия менеджмента менталитету означает, что определенной ментальности соответствуют адекватные формы, виды, системы менеджмента. Из них можно конструировать оптимальную систему менеджмента, которая предполагает полное соответствие менеджмента менталитету для жителей данной страны.

Традиционно существовало несколько точек зрения по поводу типов российского менталитета: западники, славянофилы, евразийство.

Западники отрицали самобытную форму мышления русских. По их мнению, необходим переход к западным стандартам и формам мышления. Славянофилы наоборот считали, что Россия имеет принципиально отличный от западноевропейского путь развития, собственный образ мышления. Теория евразийства не отрицает влияния на русскую ментальность как запада, гак и востока. Россия всегда стояла между Европой и Азией. От Азии Россия впитала форму группового мышления — группизм, а от Европы — индивидуализм. Группизм и индивидуализм — два фундаментальных качества, которые составляют основу менталитета. Причем они входят в противоречие между собой в силу полярности их основ.

Дуализм российского менталитета, его динамика, тенденция становления позволяют смоделировать систему менеджмента, адекватную российскому менталитету. В нем выделяются несколько блоков: группизм — индивидуализм, трудолюбие — леность, стремление к новому — догматизм, настойчивость -расхлябанность и др. И все это может сочетаться в одном коллективе.

Поэтому особенность русского менеджмента видится нам в его гибкости, маневренности. Его формирование должно начинаться с микроуровня, т.е. строиться конкретно на каждом предприятии и в учреждении. Формирование российского менеджмента должно учитывать основную тенденцию развития ментальности в сторону развивающегося индивидуализма, все больше ориентируясь на личность. Это означает, что на предприятиях все большее значение должно приобретать повышение по службе, основанное исключительно на личных способностях каждого индивида. Работников с коллективистской психологией целесообразно использовать на участках, где применяются методы управления с акцентом на коллективный труд.

Современный российский менеджер должен отличаться гибкостью в определении целей и задач управления и твердостью, когда цель выбрана, в неуклонном стремление к ее достижению.

Специфической чертой российского менеджмента должна стать опора на трудолюбие работника, ориентация на старательность и пунктуальность. Эти заложенные в народе качества необходимо всячески поощрять. При воспитании данных качеств, мы можем осуществить постепенный переход от жестких управленческих решений к гибким. Российский менеджмент также должен учитывать христианские традиции.

Осторожный, длительный подход к формированию российского менеджмента, учитывающего особенности русского менталитета, разнообразие широту российских условий, — важнейшая стратегическая задача общества. От нее во многом зависит и переход к рыночной экономике, и место России в мировом сообществе.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector