ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДоРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

Токмянина М.С.

Социальный педагог Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями, г. Курчатов Курской области, соискатель кафедры коррекционной психологии и педагогики Курский государственный университет

На современном этапе развития наше общество все больше приходит к по­ниманию того, что процветание страны невозможно без духовно-нравствен­ного становления и культурного развития общества. Сегодня все больше внимание уделяется проблемам духовно-нравственного воспитания, поиску путей, оптимизирующих этот процесс. Увеличивается количество телеви­зионных и радио-передач, печатных публикаций, посвященных православ­ной культуре, растет число верующих людей. Особенно актуален этот про­цесс для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как именно они находятся в наиболее сложных социальных условиях и нуждаются в воспитании таких личностных качеств, которые помогли бы им сформиро­вать устойчивую жизненную позицию, занять равноправное место в обще­стве, жить яркой полноценной духовной жизнью. В связи с этим необходи­мо создавать условия, в которых ребенок с ограниченными возможностями мог бы чувствовать себя полноправным членом общества, участвовать в культурной, экономической и политической жизни страны. Решить данную проблему в значительной степени можно, используя богатейшие отечествен­ные традиции гуманизма и милосердия, сформированные в православной культуре. Уже сегодня появился определенный положительный опыт воспи­тания православной культурой в учебных, дошкольных учреждениях и воз­рос интерес к духовно-нравственному воспитательному потенциалу право­славия. Значимость и влияние православной культуры на духовно-нрав­ственное воспитание ребенка, на наш взгляд, очень велик и не исчерпывает­ся только духовной сферой жизни и социальными отношениями. Мы полага­ем, что православие — это основа русской культуры. Данное обстоятельство и обусловило то, что во многих регионах страны предмет «Основы право­славной культуры» преподаётся в школах. Однако специальных программ по воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья с помощью православной культуры не разработано.

Преподавание предмета «Основы православной культуры» в Реабили­тационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья г. Курчатова Курской области ведется с 2003г. Реабилитационный центр представляет собой специальное (коррекционное) учреждение, оказы­вающее комплексную психолого-педагогическую, медицинскую и социаль­ную помощь лицам с ограниченными возможностями здоровья от 2 до 35 лет с разными вариантами дизонтогении, имеющие различные ограничения жизнедеятельности в зависимости от заболевания. Программа «Основы пра­вославной культуры» является частью комплексной реабилитации воспитан­ников данной категории.

Взяв за основу программу по «Основам православной культуры», со­зданную в лаборатории русской школы при Курском государственном уни­верситете, мы адаптировали эту программу с учетом особенностей детей подросткового и юношеского возраста с ограниченными возможностями здоровья. Эта программа согласованна с настоятелями местных Храмов г. Курчатова. Курс занятий рассчитан на несколько лет. В каждом учебном году планируется 30 — 35 занятий из расчета 1 занятие в неделю по 40 мин.

Программа не предполагает насильственного обучения религии, да и невозможно стать христианином по приказу. Изучение православной культуры не требует от детей и их родителей православной религиозной самоидентификации в любой форме и не предусматривает обязательного участия в религиозных службах.

Цель программы — приобщение воспитанников к православной культуре.

Задачи программы:

  • дать ребятам с ограниченными возможностями здоровья знания по право­славной культуре: этике, искусству, литературе, архитектуре, традициям, праздникам; истории страны и родного края;
  • сформировать у детей такие христианские понятия как Жизнь, Семья, Лю­бовь, Родина, Милосердие;
  • сформировать социально приемлемое поведение на основе духовных ценностей и нравственных заповедей православной культуры;
  • развить у ребят социальную активность, адекватное отношение к себе и доброжелательное к другим людям, бережное отношение к природе, интерес к культуре и толерантное отношение к религиям.

Содержание программы включает следующие разделы: Библия. Мир во­круг нас. Православная Этика. Православные праздники. Православные Храмы, монастыри. Родной край.

В реализации программы «Основы православной культуры» участву­ют специалисты Центра, родители и сами воспитанники.

Основные формы работы: занятия, индивидуальные беседы. Основной формой занятий с воспитанниками являются занятия-обсуждения. Ход сво­бодной беседы сопровождается устным рассказом педагога, который сопро­вождается наглядностью (репродукции, иконы, географические карты, фото и видео материалы). В содержание занятия входят духовная литература, поэ­зия, сказки и легенды. Православная литература, основанная на морально- этических заповедях религии, направлена на воспитание личности, так как побуждает к самосовершенствованию, стремлению к добру, справедливости. Она учит восприятию себя и окружающих как наивысшей ценности, почти­тельному отношению к родителям, уважению к старшим, умению прощать, трудолюбию, бережному отношению к природе и социально приемлемому в обществе поведению.

Для лучшего усвоения материала в работе используются игровые мо­менты (кроссворды, игры, инсценировки). Часто занятия сопровождаются рисованием. Простые зарисовки, отксерокопированные рисунки служат опорными сигналами, дидактическим пособием в запоминании материала. В зависимости от возможностей ребенка одним предлагается нарисовать, другим раскрасить готовый рисунок.

Закрепление полученных знаний происходит через использование их в повседневной жизни. Это позволяет знать как вести себя в Храме и других посещаемых приходах и обителях.

На занятиях по «Основам православной культуры» применяются и та­кие формы обучения как практическая работа.

  • помощь в уборке территории вокруг Храма;
  • подготовка сувениров к православным праздникам;
  • экскурсии, паломнические поездки по святым местам России;
  • участие в церковных таинствах и богослужениях;
  • совместные трапезы, чаепития с участием священнослужителя;
  • организация и проведение православных праздников в виде концер­тов, утренников;
  • дети совместно с родителями и специалистами Центра принимают участие в молебнах по случаю начала и окончания учебного года.

В целом такие занятия способствуют тому, чтобы ребёнок приблизил­ся к Господу, возможно, через собственный жизненный опыт или, может быть, через Таинства нашей Церкви. Учитывая индивидуальные возможно­сти и особенности развития наших воспитанников, у одних ребят есть воз­можность быть самостоятельными и активными участниками богослужений,

Таинств (исповедь, причастие, соборование) понимая суть проходящего, а другие ребята такой возможности не имеют, они пассивно и с покаянием принимают Таинства Церкви. В духовно-нравственном воспитании наших ребят немалая роль отводится паломническим поездкам по святым местам России.

По благословению архиепископа Курского и Рыльского Владыки Гер­мана воспитанниками Реабилитационного центра ежегодно совершаются па­ломнические поездки по родному краю и святым местам России. Соверше­но более 18 паломнических поездок. Ребята побывали в с. Дивеево Нижегородской области, где расположен Свято-Троицкий Сера- фимо-Дивеевский женский монастырь, с посещением Святых источников и Канавки Пресвятой Богородицы; г. Печоры Псковской области, посетили Псково-Печерский мужской монастырь; г. Сергиев Посад с посещением Троице — Сергиевой Лавры и Преподобного Сергия Радонежского и многие монастыри родного края и т.д. Каждый год воспитанники вместе с родителя­ми и специалистами Центра выезжают в г. Москву на Рождественскую елку в Храм Христа Спасителя.

Перед паломнической поездкой на уроках православной культуры пе­дагог рассказывает об истории возникновения той или иной обители, мона­стыре или Храме с видео и фото показом, маршруте следования, знакомит с новым словарем. Эта подготовительная работа имеет свою цель сообщить ребятам пусть небольшие, но необходимые сведения для более осмысленно­го восприятия тех мест, в которых им предстоит побывать. Во время поезд­ки делается много фотографий, рисунков и дневниковых записей, снимается видеофильм. После поездки весь материал обрабатывается педагогами сов­местно с воспитанниками, создаются альбомы, в которых отражается весь материал данной паломнической поездки.

В этих поездках, ребята стремятся узнать как можно больше о жизни святых, их деяниях. Они прикладываются к мощам святых, купаются в святых источниках и принимают участие в бо­гослужениях. После каждой поездки ребята привозят иконы, духовную ли­тературу, аудио и видеозаписи о святых местах. Весь материал по паломни­ческим поездкам находится в кабинете «Основы православной культуры». В кабинете имеется иконостас с образами Пресвятой Богородицы и Спасителя, подсвечники, стены украшают иконы, фотографии паломнических поездок, экскурсий, географическая карта с маршрутами следований, имеется детская библиотека по православной литературе. В виде памяток оформлены хри­стианские заповеди и основные молитвы.

Ребята любят приходить в этот ка­бинет. С большим интересом они рассматривают фотоальбомы с паломниче­скими поездками, делятся воспоминаниями и получают положительные эмо­ции. Такие поездки необходимы нашим воспитанникам для укрепления их физических, душевных и духовных сил. Они дают ребятам основу для фор­мирования активной жизненной позиции, восприятия себя как равноправ­ных и полноценных членов общества.

Одним из направлений программы «Основы православной культуры» является организация летнего оздоровительного отдыха в православном ла­гере «Исток», находящемся на территории лесного массива. Пребывание воспитанников в лагере способствует приобщению к православной культу­ре; расширению знаний о живой и неживой природе; познанию окружаю­щего мира через все доступные детям ощущения; оздоровлению детей за счет пребывания на свежем воздухе; формированию и развитию навыков коммуникации, социального общения, которые являются важным условием полноценной социализации детей с ограниченными возможностями здоро­вья.

Богат церковный календарь на православные праздники «Рождество пресвятой Богородицы», «Рождество», «Крещение», «Светлая Пасха», «Троиц» и др. Православные праздники всегда были почитаемые русским народом. Это часть нашей истории, православной культуры и нашего быта. В обстановке духовного единства и общей радости проходят православные праздники в Центре, ставятся спектакли. Праздники сплачивают ребят, де­лают их друзьями и дают возможность использовать даже небольшие свои творческие возможности. В наших праздниках принимают участие настояте­ли местных Храмов, соседних приходов, воспитанники воскресной школы Успенского Храма и родители наших ребят. В результате реализации про­граммы «Основы православной культуры» у воспитанников расширяется об­щий кругозор, повышается уровень знаний по православной культуре, фор­мируются духовные потребности и активная жизненная позиция.

Специфика деятельности нашего учреждения такова, что социализа­ция лиц с ограниченными возможностями здоровья является основной зада­чей всей его работы. Цели же православного обучения как раз и направлены на социальную интеграцию воспитанников.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector