ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

По количеству малых предприятий с 1996 года Иркутская область удерживает первое место в Восточно-Сибирском регионе. В период с 1993 по 1999 гг. количество малых предприятий (МП) выросло в четыре раза. Наблюдалась следующая динамика количества МП: быстрый рост до 1996 года, стабилизация в 1996-1997 гг., некоторое сокращение количества МП к 2000 году. Сокращение количества малых предприятий в первую очередь объясняется событиями 17 августа 1998 года и непомерным налоговым прессом. Кроме того, в связи с меньшими налоговыми платежами, многие бизнесы регистрируются в форме предпринимателя без образования юридического лица (в области их зарегистрировано около 70000).

По видам деятельности малый бизнес охватывает почти все отрасли экономики.

Очевидно, что относительно молодой малый бизнес в нашей стране остро нуждается в различных видах поддержки: правовой, образовательной, консультационной, имущественной, финансовой. Поэтому в постсоциалистический период в области сложилась инфраструктура поддержки малого бизнеса, представленная государственными (фонды, агентства, лизинговые компании), коммерческими (банки, консультационные фирмы, образовательные учреждения) и некоммерческими предприятиями (общественные организации, фонды и пр.)-

К сожалению, большинство малых предприятий не в состоянии воспользоваться услугами коммерческих фирм и поэтому предпочитают работать с подразделениями государственной инфраструктуры поддержки малого бизнеса, которая в Иркутской области представлена достаточно широко и схематично изображена ниже (прямоугольники — существующие подразделения инфраструктуры поддержки малого бизнеса, эллипсы — планируемые подразделения).

Таким образом, в течение 90-х годов на практике отработаны наиболее жизнеспособные формы функционирования инфраструктур поддержки. К ним относятся:

Сеть фондов поддержки малого бизнеса во главе с Фондом поддержки малого предпринимательства Иркутской области.

Сеть территориальных агентств, возглавляемая Региональным агентством поддержки малого бизнеса.

Несколько учебно-деловых центров.

Бизнес-инкубатор в г.Байкальске.

В 2000 году к ним добавился Региональный антикризисный центр.

Все вышеперечисленные структуры были образованы и развиваются либо за счет государственных средств, либо в рамках грантовой поддержки. Поэтому в них услуги предпринимателям оказываются на льготной или безвозмездной основе.

Целью настоящего исследования явился анализ территориального распределения инфраструктур поддержки малого бизнеса по территории Иркутской области для выделения районов и городов, которые еще не включены в единую сеть поддержки МП.

Абсолютно лишенными поддержки оказались северные и северо­восточные районы Иркутской области (Ербогачен, Мама, Бодайбо). В силу экономических причин население этих районов оказалось заложниками. Люди, в свое время приехавшие на гигантские сибирские стройки, теперь не могут выехать с Севера и вынуждены обустраивать свою жизнь в местах проживания. Развитие малого бизнеса, народных промыслов — один из возможных путей выживания целых территорий. Поэтому здесь люди остро нуждаются как минимум в консультационных услугах. Например, 3

Ьодайбинском районе в прошлом году функционировало 77 малых предприятий- Поэтому Бодайбо выбрано нами в качестве одного из населенных пунктов для открытия территориального агентства поддержки малого бизнеса.

Вторым претендентом на включение в сеть инфраструктуры поддержки МП может стать Ерб01ъчен. Мы предлагаем открыть в нем небольшой консультационный центр, в котором в первое время прием предпринимателей по всем вопросам и тренинги могут проводить специалисты Регионального агентства поддержки малого бизнеса и других структур областного центра, Ангарска и Братска.

— Структура государственной поддержки малого бизнеса не получила развития также в Тулунском (17 МП), Нижнеудинском (51 МП), Тайшетском районах (32 МП). Скорее всего, это объясняется расположением этих территорий вблизи железной дороги (в случае необходимости можно получить консультации в Братске, Иркутске, Ангарске) и неактивностью местных администраций, которые недостаточно работают по привлечению на территории бюджетных средств для развития малого бизнеса.

Любой из этих городов на конкурсной основе может стать претендентом на получение средств из областного бюджета на открытие территориального агентства или консультационного пункта, имеющего постоянную связь с ведущими инфраструктурами поддержки области.

Существующие звенья инфраструктурной сети поддержки малого бизнеса в Иркутской области нанесены на карту треугольниками, а перспективные для создания новых подразделений инфраструктуры районы помечены кружками.

В перспективе настоящая работа направлена на создание новой для региона службы поддержки малого бизнеса, объединившей все лучшие черты уже существующих инфраструктур и нацеленной в первую очередь на консультации и переподготовку предпринимателей на отдаленных территориях.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector