СОВМЕСТНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ НА МЕЖДУНАРОДНОМ ФАКУЛЬТЕТЕ ИГУ

Интеграция высшего образования России в общемировую систему образо­вания позволила российским вузам вести образовательные программы с зару­бежными вузами.

Международный факультет Иркутского государственного университета, являясь правопреемником подготовительного факультета для иностранных граждан, расширил свои функциональные возможности. Наряду с иностран­ными учащимися на факультете стали обучаться российские студенты, кото­рые сегодня составляют основной контингент и для которых согласно учебным планам необходима организация зарубежных стажировок.

С этой целью международный факультет ведет совместные образователь­ные программы и со странами Востока, и с западными партнерами.

В рамках направления «Коммерция» с 1993 года осуществляется совмест­ная образовательная программа с Ляонинским университетом (г. Шеньян, КНР), утвержденная приказом Госкомвуза РФ, по подготовке российских и ки­тайских граждан в области международной коммерции. Студенты Междуна­родного факультета (МФ) и Ляонинского университета (ЛяУ) в течение пер­вых четырех семестров обучаются по согласованному учебному плану в своих вузах, а на III курсе происходит обмен студентами. Во время обучения в вузе- партнере в течение 1,5 лет студенты совершенствуют свои знания иностранного языка (студенты МФ ~ китайского, студенты ЛЯУ — русского), изучают блок дисциплин по специальности. По окончании обучения студенты МФ получают два диплома: диплом специалиста по коммерции ИГУ и диплом бакалавра ме­ждународной коммерции ЛЯУ. За время существования совместной образова­тельной программы стажировку в Китае прошли 139 российских студентов, а у нас 121 китайский студент. Дипломы двух университетов получили 109 рос­сийских студентов и 59 китайских граждан. Большой объем часов, которые от­водятся на изучение иностранного языка, позволяет лучшим российским сту-

дентам получить квалификацию переводчика в сфере профессиональной ком­муникации.

В настоящее время оформляется договор об организации совместной обра­зовательной программы по направлению «Лингвистика». В рамках данной про­граммы студенты Ляонинского университета 2 года обучаются в Шеньяне и 2 года в ИГУ. При успешном завершении обучения студенты получают два ди­плома о высшем образовании.

В рамках совместной образовательной программы идет обмен не только студентами, но и преподавателями. Пять преподавателей международного фа­культета выезжали на работу в ЛЯУ. В течение 10 лет на факультете курс прак­тического китайского языка ведут преподаватели-носители языка, из них — по направлению Министерства образования РФ 4 человека: Хань Сяо Пин — до­цент Пекинского университета языков и культуры; Юй Чжиюн — доцент Севе­ро-Восточного университета (г.Чан-Чунь); Цзин Мэнжань — старший препода­ватель Пекинского университета языков и культуры; Хуан Чжомин — доцент Хуачжунского педуниверситета (г.Ухань). В настоящее время на кафедре ино­странных языков работает 4 китайских лингвиста. Доцент Ляонинского универ­ситета Чжен Инкуй за время работы в ИГУ подготовила докторскую диссерта­цию и успешно её защитила в ГИРЯ им. А.С.Пушкина. Ей было присвоено зва­ние почетного профессора ИГУ.

В сентябре 2004 г. планируется проведение совместных методических се­минаров. Для повышения квалификации преподаватели китайского языка вы­езжают в Ляонинский университет, а преподаватели русского как иностранного ЛяУ приезжают на международный факультет. В течение недели преподавате­ли будут обмениваться опытом, методиками, давать открытые уроки, читать лекции, проводить консультации, заниматься совместными научными исследованиями.

В рамках договора о сотрудничестве ИГУ и ЛяУ подписано соглашение о совместном создании учебных пособий по китайскому языку. Запланировано создание целого комплекса учебных пособий по деловому китайскому языку в рамках дополнительной квалификации «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации». Вышла первая книга «Основной курс разговорного китайского языка» (Издательство Ляо, Шеньян, 2002,- 266 С.) и готовится к изданию вто­рая книга по чтению в рамках этого проекта.

Уже два года международный факультет сотрудничает с другим китайским партнером — Цзилинским международным институтом экономики и торговли (г.Чан-Чунь).

Студенты III курса международного факультета выезжают на обучение в 6 — семестре, уже 13 студентов факультета прошли обучение и получили серти­фикат Цзилинского международного института экономики и торговли, 11 сту­дентов обучаются там в настоящее время. Выезжал на работу один преподава­тель РКИ. Сейчас международный факультет готовится принять на условиях эквивалентного обмена на годичную языковую стажировку 7 студентов из ву­за-партнера.

Кроме того, лучшие студенты нашего факультета начиная с 1997 года вы­езжают на годичные языковые стажировки по направлению Министерства об­разования РФ. Всего 7 человек прошли обучение за счет средств федерального бюджета в Шаньдунском университете (г.Цзинань, КНР) и Ляонинском педаго­гическом университете (г.Шеньян, КНР).

В сентябре 1996 года международный факультет произвел набор студентов по направлению «Коммерция» с углубленным изучением корейского языка в рамках рабочей программы по реализации совместного Договора с Пэ Джэ университетом ( г.Тайжон, Республика Корея).

За годы сотрудничества на международном факультете ИГУ 36 корейских граждан прошли обучение на подготовительном отделении; 150 граждан рес­публики Кореи по направлению Пэ Джэ университета прошли языковую ста­жировку по русскому языку от 4 до 10 месяцев; 14 корейских граждан изучали русский язык на летних языковых курсах, а 18 студентов МФ выезжали на лето в Корею.

В свою очередь 38 российских студентов международного факультета спе­циальности «Коммерция» в течение весеннего семестра на 3 курсе совершенст­вовали свои знания корейского языка, а также прослушали несколько теорети­ческих курсов по экономике Кореи, получив сертификат «Эксперт по Корее».

Десять выпускников международного факультета продолжили обучение в магистратуре Пэ Джэ университета, из них 6 человек по специальности «Ме­неджмент», 4 человека — по специальности «Лингвистика». В настоящее время еще 3 человека оформляют документы в Магистратуру в Пэ Джэ университет.

За годы сотрудничества осуществлялся и обмен преподавателями. 4 пре­подавателя РКИ работали в Пэ Джэ университете; на международном факуль­тете ИГУ корейский язык преподавали 4 профессора Пэ Джэ университета.

Преподавателями вузов-партнеров подготовлено 4 учебных пособия на 2-х языках, в публикации которых активное содействие оказывала корейская сто­рона.

За постоянное содействие в развитии договорных отношений и помощь студентам обоих вузов Президенту Пэ Джэ университета проф. Канг-Су Пак было присвоено почетное звание профессора Иркутского государственного университета.

Новой на восточном направлении является совместная программа с СЭЙРЁ Университетом г.Канадзава (Япония). В настоящее время 2 студента 4 курса специальности «Коммерция» проходят там годичное обучение, 13 чело­век прошли 4-х недельную языковую стажировку. Результатом совместных на­учных исследований явилась монография «Современное положение и задачи развития рыночных отношений в 2-х регионах: регионе Иркутской области Восточной Сибири и Приморского края Дальнего Востока» (Канадзава, 2003 год.- 234 С.). В её подготовке участвовали с японской стороны — профессор Акимаро Киккава и с российской стороны — молодые преподаватели факульте­та М.С.Ласточкина и А.Ю.Пушкарёва.

Прорабатывается возможность заключения Договора о сотрудничестве с Университетом международных отношений (г.Ояма, Япония).

Международный факультет активно сотрудничает также с вузами Герма­нии, Австрии, Франции.

Давним партнером Иркутского государственного университета является университет им. Кристиана Альбрехта (г.Киль, ФРГ).

Обучение российских студентов факультета в этом немецком вузе осуще­ствляется но двум направлениям: летние языковые стажировки; выделение сти­пендий лучшим студентам для обучения в течение 1 — 2 семестров на экономи­ческом факультете. Всего по различным формам в Кильском университете прошли обучение 63 человека. В свою очередь, международный факультет еже­годно выделяет 2-3 стипендии для немецких студентов Кильского университе­та, которые в течение 4-10 месяцев совершенствуют свои знания в теоретиче­ской и практической русистике. С 1997 года международный факультет принял на обучение 17 студентов из Киля. Неоднократно лекционные курсы на меж­дународном факультете читал профессор Кильского университета Э.Хюбнер.

На протяжении последних 3 лет на языковую стажировку в летнее время присылал своих студентов (всего 24 человека) Университет г.Зальцбурга (Ав­стрия), в планах факультета оформить наметившееся сотрудничество долго­срочным Договором.

Высокий языковой уровень подготовки позволяет студентам международ­ного факультета участвовать в различных программах по академической мо­бильности. Наиболее значительных успехов достигли студенты, изучающие немецкий язык. По линии DAAD, пройдя серьезный конкурсный отбор, полу­чили стипендии для обучения в различных вузах Германии 5 студентов нашего факультета, 7 выпускников факультета работают в качестве представителей различных немецкий компаний в городах России и ближнего зарубежья.

IIa протяжении 7 лет международный факультет сотрудничает с Савой- ским университетом (г.Шамбери, Франция). 8 студентов международного фа­культета прошли языковую стажировку в течение 4-5 недель, ряд преподавате­лей повысили свою квалификацию по французскому языку на филологическом факультете. С помощью преподавателей Савойского университета были подго­товлены аутентичные материалы на аудиокассетах и CD, которые активно ис­пользуются в учебном процессе.

Савойский университет также являлся партнером международного фа­культета в рамках проекта «Темпус» по созданию в ИГУ Службы студенческо­го предпринимательства, финансируемого Европейским Советом. С помощью экспертов из Франции и Италии на факультете созданы студенческое мини- кафе и бюро переводов. В рамках этой программы силами преподавателей ка­федры иностранных языков при активном участии студентов международного факультета подготовлено и издано учебное пособие «Иркутская область» (ИГУ, 2003.- 127 С.) с текстами на 7 языках.

К сожалению, дефолт 1998 года в России, а затем кризис в Турции не по­зволили развиваться довольно успешному сотрудничеству с факультетом эко­номики и управления Гази университета (г.Анкара, Турция). Тем не менее, 8 студентов международного факультета прошли годовое обучение в учебном языковом центре Томмер и прослушали ряд экономических курсов на указан­ном факультете. Дважды студенты факультета выезжали на летнюю учебную стажировку в Стамбул и Анталию. В свою очередь, турецкие студенты обуча­лись на подготовительном факультете ИГУ, а затем получили степень бакалав­ра по направлению «Лингвистика» (2 чел.) и «Коммерция» (6 чел.).

Перспективной в настоящее время является программа с Миддлбери- колледжем (штаг Вермонт, США) в области русистики и гуманитарных наук. За 5 лет прошли обучение 42 американских студента.

Высокий, по-настоящему международный уровень реализации совместных программ обеспечивается профессиональными кадрами языковых кафедр фа­культета: русского как иностранного; русского языка и методики преподавания; кафедрой иностранных языков, в составе которых работает 6 языковых секций (китайская, корейская, японская, английская, немецкая, французская).

К работе на факультете привлекаются преподаватели-носители языка, а также поощряются различные виды стажировок преподавателей кафедры ино­странных языков. В разное время преподаватели этой кафедры выезжали в КНР, Японию, Германию, Францию для совершенствования соответствующего иностранного языка и методики его преподавания.

Об уровне знаний студентами факультета языков свидетельствуют призо­вые места на различных лингвистических конкурсах и олимпиадах, прочно удерживаемые по всем языковым программам начиная с 1996 года.

Факультет получил лицензию по дополнительной квалификации «Перево­дчик в сфере профессиональной коммуникации» и в 2004 году выпускники фа­культета наряду с основным дипломом по специальностям «Коммерция» и «Маркетинг» получат диплом переводчика.

Преподаватели кафедры русского языка и методики преподавания и ка­федры РКИ ведут совместные научные исследования с коллегами из Венгрии (Университет им.Януса Панониуса (г.Печь) и Университет им.Иштвана Сечени (г.Дьёр); каждые два года участвуют в международных конференциях по слави­стике в г.Печь. Давние связи соединяют международный факультет и филоло­гический факультет МонГУ, Монгольский педагогический университет. Мон­гольские студенты-филологи и преподаватели русского языка неоднократно проходили стажировки на нашем факультете, получали консультации ведущих преподавателей университета.

Кафедра русского языка и методики преподавания выступила инициато­ром и организатором международных конференций по плану Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы: май 1999 г. «Инно­вационные методы в теории и практике русского языка как иностранного», июнь 2001 г. «Русский язык: вопросы теории и инновационные методы препо­давания», сентябрь 2002 г. «Русский язык в кругу мировых языков и языковое планирование», собрав учёных из стран Тихоокеанского региона (Монголии,

КНР, Республики Корея, Японии), а также ведущих русистов Москвы и Саню Петербурга, университетов Польши и Венгрии.

На базе международного факультета создан региональный Центр тестир» вания граждан зарубежных стран по русскому языку. За 4 года было протест! ровано 173 иностранных студента из 9 стран. Тестеры Центра дважды выезад ли в Монголию для проведения тестирования выпускников монгольских шщ планирующих обучение в России, а также монгольских преподавателей школ! вузов.

Обучение русскому как иностранному на международном факультете хо рошо известно во многих странах мира. Так за 10 лет различные виды Языковы» стажировок прошли 443 иностранца из 18 стран.

Таким образом, международный факультет осуществляет сотрудничество! иностранными вузами-партнёрами по различным направлениям: совместны образовательные программы (вузы КНР, Республики Корея, Японии), обме; преподавателями и студентами, организация различных языковых и профес сиональиых стажировок, проведение международных конференций и симпс зиумов, создание совместных авторских коллективов для разработки учебны пособий и проведения научных исследований. Это позволяет поддерживать вь: сокий профессиональный уровень профессорско-преподавательского коллега ва факультета, способствует повышению мотивации обучения студентов, по вмшает конкурентоспособность выпускников факультета на рынке труда.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector