Подвиг мученичества по учению Церкви.

Жизнь христианина, как подвиг за спасение собственной души рассматривается в Священном Писании как несение Креста, следование Христу  и подражание Христу . Иначе говоря, жизнь христианина заключается в познании святой воли Божией и её исполнении, исполнении святых заповедей Христовых. В этом смысле Святыми Отцами Церкви и вся христианская жизнь рассматривается как священнодействие и жертвоприношение Богу. Святитель Кирилл Александрийский об этом говорит так: «Каждый из нас, Палладий, оправданных верою и освященных Духом, сделался священным даром Богу. Каждый из нас обязан Христу своею жизнью; ибо, как сказал божественный Павел, мы куплены ценою и не принадлежим себе (1 Кор. 7, 23; 6, 20 и др.), и: один за всех умре, да живущие не ктому себе живут, но умершему за них и воскресшему (2 Кор. 5, 15). Он приобрел нас Собою у Бога и Отца, как бы цену, какую уплатил за нас, собственную кровь. Итак, мы приходим ко Спасителю всех Христу чрез веру и освящение, в воздаяние за соделанное Им для нас, принося Ему в дар благочестивую жизнь» . «Мы изображаемся как бы в кротких животных, то есть в тельце и овне, — продолжает свт. Кирилл Алексанрийский, раскрывая прообразность жертв в Ветхом Завете, — умирая для мира через умерщвление плоти, дабы жить для Бога чрез евангельское житие, как бы возносясь ко Отцу через Сына в жертву истинно духовную и благоуханнейшую» . Подвиг, который составляет соль христианской жизни, свт. Кирилл именует «священной смертью» , «возношением в жертву истинно духовную и благоуханнейшую» . «Смерть преподобных,- подчеркивает святитель Александрийский, — есть как бы священное возношение Богу» . Преп. Никодим Святогорец например подчеркивает, что христианин в течение своей земной жизни приносит Богу различные жертвы: умилостивления, очищения, благоухания. И таковыми являются всевозможные подвиги. Но все они не являют собой христианского совершенства. Оно является в подвижнике веры лишь как итог, совершенного им напряженного подвига в течение земной жизни. «Совершенство же в начале, — подчеркивает преп. Никодим Святогорец, — есть предмет искомый, а не владеемый» . Само же совершенство заключено во всецелом предании себя в волю Божию, которое по замечанию преп. Никодима является принесением себя Богу во всесожжение .

Следовательно, именно научение себя исполнению воли Божией является периодом духовного обучения и становления христианина, который незримо возводит его в состояние всецелой преданности воли Божией, и именно это состояние и образ поведения человека делают его величайшей и всесовершеннейшей жертвой Богу. И если христианин в своей христоподражательной жизни являет собой благоуханную жертву и священное приношение Богу, то тем более таковым является мученичество за Христа. Вершиной подражания Христу всегда считалось мученичество , как такой подвиг, в котором мученик приобщается страстям Христовым, становится благоуханной жертвой Богу , в котором действует и страдает Сам Христос . Об этом вполне ясно свидетельствуют богослужебные последования многим святым мученикам. Но жертва мучеников – это не жертва за свои грехи, хотя и эту строну исключать нельзя , а именно жертва примирительная, искупительная, за других людей . В каком именно смысле? В том смысле, что, как нам об этом говорят те же богослужебные тексты, выразители литургического предания и богословия Церкви, жертва мучеников «от прелести человек свободи» , «сокрушиша и демонов немощные дерзости» ,«струями своих кровей множество бесов удавиша, …идольскую разрушиша прелесть», «вражие мучительство разрушиша» . В тропаре мученицам мы читаем: «Но яко жертву непорочную приими мя с любовию пожершуюся Тебе…» .
Именно такое понимание смысла мученического подвига мы находим не только в литургических текстах Церкви, но и в Священном Писании Нового Завета, святоотеческой письменности . Святой апостол Павел, завершая поприще своего земного служение на ниве апостольской проповеди Евангелия народам Римской империи, говорит: «Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало» (2 Тим. 4, 6).

Приведем некоторые на наш взгляд весьма ценные святоотеческие толкования на эти слова Апостола, дабы ощутить сокрытый в них глубокий величайший смысл.
Свт. Иоанн Златоуст: «Не сказал: моего жертвоприношения, но нечто более, потому что от жертвы не все приносится Богу, а от возливаемого (σπονδες) – все» .
Блж. Феофилакт Болгарский: «Не сказал: я приношу себя в жертву, но сильнее. Ибо в жертве не всё приносится Богу, а возлияние всё было приносимо» .

Свт. Феофан Затворник: «Жрен бываю, — σπένδομαι. Меня уже закалают в жертву; «или я уже приношу себя в жертву Христу» (Экумений Триккский). «Стою при самом конце подвигов. Умерщвление свое назвал Апостол закланием в жертву (т.е. выразил словом — σπένδομαι); потому что за благочестие проливаема была кровь (σπονδη – возлияние жертвенное)» (блж. Феодорит Киррский). «Не назвал готовящейся ему смерти- жертвою, — θυσίαν- но возлиянием, — σπονδη, выражаясь сильнее и священнее. Ибо в жертве обыкновенно только часть некая приносима была на всесожжение Богу; а возлияние все было Ему приносимо. Это же делать заповедует он и ученикам своим, когда говорит: представите убо телеса ваша жертву живу (Рим. 12, 1). Ибо закалаемый за Христа самого себя священнодейственно приносит в жертву. Или σπένδομαι он разумеет, как καταλύω πόλεμον, — кончаю мою со всеми войну» .

Святитель Григорий Богослов, начиная своё похвальное слово священномученику Киприану Карфагенскому, прежде всего указывает на то, что образ страданий и мученичества нам христианам преподан Самим Спасителем, Он «есть первый Мученик, Который восшел на крест и меня возвел с Собою, чтоб пригвоздить мой грех» . Мученичество же христиан – это, как пишет святитель Константинопольский, есть «подражание жертве Христовой» , сами мученики — «словесные всесожжения, совершенные жертвы, приятные приношения…, исполненение духовно-разумеваемого Закона, разрушение заблуждения, гонение порока, потопление греха, очищение мира» .

В качестве примера приведем отрывок из Омилии 43 святителя Григория Паламы, «православия светильника и Церкви утверждения» , на память св. великомученика Димитрия: «Приличествует же мне ныне сказать о нем то, что божественный Павел говорит о Христе. Ибо и великий Димитрий показывает свою любовь к нам тем, что тогда, когда мы ещё были нечестивыми (язычниками), он в надлежащее время умер за нечестивых; конечно, совершил он благодатью Владычней и в подражание Ему; и вот, благодаря его смерти, весь наш город примирился с Богом. Где та полнота нечестия, в котором, возможно находились и многие из наших непосредственных предков?… После того как Димитрий отдал себя за благочестие, все эти ужасы исчезли без следа; наступило все хорошее…» .

Следовательно, по учению Церкви подвиг мученический – это всегда жертва Христу, которая примиряет людей с Богом, приводит к вере, избавляя от служения демонам, подавая различные исцеления недугов и телесных, и душевных. Все эти плоды мученического подвига вполне входят в рамки понятия «искупление-избавление». Еще более точнее было бы сказать так, что сам Христос через подвиг святых мучеников продолжает Своё искупительное служение миру, которое завершится лишь при Втором пришествии Христа на землю . Т.е. в подлинном и онтологическом смысле искупителем остаётся Сам Господь Иисус Христос, а мученики, как Его орудия и исполнители Его воли и замысла о человеке, являются общниками до сих пор продолжающегося искупительного подвига Христа. Мученики, по мысли свт. Иоанна Златоуста, приобщаются страданиям Господа и соделываются сообразными смерти Христа .

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector