Предмет педагогической науки, ее место в системе наук о человеке. Проблемы и задачи развития педагогики на современном этапе.
Методы изучения личности и коллектива.
Педагогическая характеристика процесса развития личности. Соотношение процессов развития и воспитания.
Факторы развития личности, их учет в организации воспитательно-образовательного процесса.
Возрастная периодизация развития личности. Соотношение возрастного и индивидуального подходов в воспитании личности.
Особенности развития младшего школьника.
Особенности развития подростка. Основные проблемы, задачи и содержание воспитательно-образовательной работы.
Особенности развития личности юношеского возраста. Основные проблемы, задачи и содержание воспитательно-образовательной работы.
Сущность процесса воспитания и роль воспитателя в педагогическом содействии развитию личности ребенка.
Характеристика процесса перевоспитания: его сущность, особенности. «Трудный» подросток: причины конфликтов и проблемы его воспитания и перевоспитания. Характеристика известного вам опыта по перевоспитанию личности.
Характеристика процесса самовоспитания: сущность, содержание и формы.
Дисциплинированность как качество личности; методы формирования дисциплинированности.
Система нравственного воспитания школьников: задачи, особенности и противоречия в современных условиях: учет возрастных особенностей в нравственном воспитании личности.
Система эстетического воспитания школьников: задачи, содержание, формы и методы в современной школе; чует возрастных особенностей в эстетическом воспитании личности.
Система трудового воспитания школьников: задачи, содержание, формы и методы в современной школе; учет возрастных особенностей в организации трудового воспитания личности.
Система физического воспитания: задачи, содержание и особенности в современных условиях; учет возрастных особенностей в организации физического воспитания школьников.
Семейное воспитание. Авторитет родителей, проблема его формирования. Взаимодействие семьи и школы в воспитании детей.
Характеристика методов формирования сознания; воспитательные возможности и возрастные особенности применения.
Характеристика методов формирования положительного опыта поведения личности; воспитательные возможности и возрастные особенности применения.
Методы стимулирования в педагогической работе, их воспитательная сущность и возможности в формировании личности.
Проблема формирования личности в коллективе: понятие коллектива, его признаки, этапы развития, методы управления в теории А.С. Макаренко и педагогике 60-90-х годов.
Сущность процесса обучения, его основные этапы. Психологические основы процесса обучения и их учет в практической деятельности учителя.
Функции процесса обучения и их реализация в деятельности учителя.
Мотивы учения школьников, их влияние на результаты обучения. Пути и методы их формирования.
Принципы обучения.
Понятие «содержание образования»; виды образования. Документы, определяющие содержание образования.
Психолого-педагогические основы проблемного обучения; методические приемы и средства создания проблемной ситуации.
Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении школьников, формы и методы.
Репродуктивные методы обучения, их дидактическое значение и особенности применения в преподавании вашего предмета.
Продуктивные методы обучения (частично-поисковый и исследовательский).
Домашняя работа школьников, ее особенности и формы.
Внеурочные формы учебной работы с различными группами школьников, их значение в организации воспитательно-образовательного процесса.
Характеристика методов устного изложения знаний и особенности их использования в преподавании вашего предмета.
Наглядные и практические методы обучения.
Образовательно-воспитательное значение проверки и оценки знаний учащихся в процессе обучения. Виды и формы контроля и оценки.
Формы организации учебной работы: фронтальная, групповая и индивидуальная (дать характеристику каждой).
Урок как основная форма организации учебного процесса в школе. Виды и типы уроков.
Основные требования к современному уроку. Пути его совершенствования.
Проблема одаренных учащихся противоречия, возникающие в процессе их развития, пути их решения.
Проблема неуспевающих учащихся: причины и пути решения.
Система образования России: принципы организации, основные тенденции ее развития. Характеристика разного типа школ (закон РФ об образовании).
Современная школа зарубежных стран. Характеристика системы образования одной из стран (по выбору).