Самое интересное

Вопросы государственного экзамена по педагогике

  1. Предмет педагогической науки, ее место в системе наук о человеке. Проблемы и задачи развития педагогики на современном этапе.
  2. Методы изучения личности и коллектива.
  3. Педагогическая характеристика процесса развития личности. Соотношение процессов развития и воспитания.
  4. Факторы развития личности, их учет в организации воспитательно-образовательного процесса.
  5. Возрастная периодизация развития личности. Соотношение возрастного и индивидуального подходов в воспитании личности.
  6. Особенности развития младшего школьника.
  7. Особенности развития подростка. Основные проблемы, задачи и содержание воспитательно-образовательной работы.
  8. Особенности развития личности юношеского возраста. Основные проблемы, задачи и содержание воспитательно-образовательной работы.
  9. Сущность процесса воспитания и роль воспитателя в педагогическом содействии развитию личности ребенка.
  10. Характеристика процесса перевоспитания: его сущность, особенности. «Трудный» подросток: причины конфликтов и проблемы его воспитания и перевоспитания. Характеристика известного вам опыта по перевоспитанию личности.
  11. Характеристика процесса самовоспитания: сущность, содержание и формы.
  12. Дисциплинированность как качество личности; методы формирования дисциплинированности.
  13. Система нравственного воспитания школьников: задачи, особенности и противоречия в современных условиях: учет возрастных особенностей в нравственном воспитании личности.
  14. Система эстетического воспитания школьников: задачи, содержание, формы и методы в современной школе; чует возрастных особенностей в эстетическом воспитании личности.
  15. Система трудового воспитания школьников: задачи, содержание, формы и методы в современной школе; учет возрастных особенностей в организации трудового воспитания личности.
  16. Система физического воспитания: задачи, содержание и особенности в современных условиях; учет возрастных особенностей в организации физического воспитания школьников.
  17. Семейное воспитание. Авторитет родителей, проблема его формирования. Взаимодействие семьи и школы в воспитании детей.
  18. Характеристика методов формирования сознания; воспитательные возможности и возрастные особенности применения.
  19. Характеристика методов формирования положительного опыта поведения личности; воспитательные возможности и возрастные особенности применения.
  20. Методы стимулирования в педагогической работе, их воспитательная сущность и возможности в формировании личности.
  21. Проблема формирования личности в коллективе: понятие коллектива, его признаки, этапы развития, методы управления в теории А.С. Макаренко и педагогике 60-90-х годов.
  22. Сущность процесса обучения, его основные этапы. Психологические основы процесса обучения и их учет в практической деятельности учителя.
  23. Функции процесса обучения и  их реализация в деятельности учителя.
  24. Мотивы учения школьников, их влияние на результаты обучения. Пути и методы их формирования.
  25. Принципы обучения.
  26. Понятие «содержание образования»; виды образования. Документы, определяющие содержание образования.
  27. Психолого-педагогические основы проблемного обучения; методические приемы и средства создания проблемной ситуации.
  28. Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении школьников, формы и методы.
  29. Репродуктивные методы обучения, их дидактическое значение и особенности применения в преподавании вашего предмета.
  30. Продуктивные методы обучения (частично-поисковый и исследовательский).
  31. Домашняя работа школьников, ее особенности и формы.
  32. Внеурочные формы учебной работы с различными группами школьников, их значение в организации воспитательно-образовательного процесса.
  33. Характеристика методов устного изложения знаний и особенности их использования в преподавании вашего предмета.
  34. Наглядные и практические методы обучения.
  35. Образовательно-воспитательное значение проверки и оценки знаний учащихся в процессе обучения. Виды и формы контроля и оценки.
  36. Формы организации учебной работы: фронтальная, групповая и индивидуальная (дать характеристику каждой).
  37. Урок как основная форма организации учебного процесса в школе. Виды и типы уроков.
  38. Основные требования к современному уроку. Пути его совершенствования.
  39. Проблема одаренных учащихся противоречия, возникающие в процессе их развития, пути их решения.
  40. Проблема неуспевающих учащихся: причины и пути решения.
  41. Система образования России: принципы организации, основные тенденции ее развития. Характеристика разного типа школ (закон РФ об образовании).
  42. Современная школа зарубежных стран. Характеристика системы образования одной из стран (по выбору).