- Предмет педагогической науки, ее место в системе наук о человеке. Проблемы и задачи развития педагогики на современном этапе.
- Методы изучения личности и коллектива.
- Педагогическая характеристика процесса развития личности. Соотношение процессов развития и воспитания.
- Факторы развития личности, их учет в организации воспитательно-образовательного процесса.
- Возрастная периодизация развития личности. Соотношение возрастного и индивидуального подходов в воспитании личности.
- Особенности развития младшего школьника.
- Особенности развития подростка. Основные проблемы, задачи и содержание воспитательно-образовательной работы.
- Особенности развития личности юношеского возраста. Основные проблемы, задачи и содержание воспитательно-образовательной работы.
- Сущность процесса воспитания и роль воспитателя в педагогическом содействии развитию личности ребенка.
- Характеристика процесса перевоспитания: его сущность, особенности. «Трудный» подросток: причины конфликтов и проблемы его воспитания и перевоспитания. Характеристика известного вам опыта по перевоспитанию личности.
- Характеристика процесса самовоспитания: сущность, содержание и формы.
- Дисциплинированность как качество личности; методы формирования дисциплинированности.
- Система нравственного воспитания школьников: задачи, особенности и противоречия в современных условиях: учет возрастных особенностей в нравственном воспитании личности.
- Система эстетического воспитания школьников: задачи, содержание, формы и методы в современной школе; чует возрастных особенностей в эстетическом воспитании личности.
- Система трудового воспитания школьников: задачи, содержание, формы и методы в современной школе; учет возрастных особенностей в организации трудового воспитания личности.
- Система физического воспитания: задачи, содержание и особенности в современных условиях; учет возрастных особенностей в организации физического воспитания школьников.
- Семейное воспитание. Авторитет родителей, проблема его формирования. Взаимодействие семьи и школы в воспитании детей.
- Характеристика методов формирования сознания; воспитательные возможности и возрастные особенности применения.
- Характеристика методов формирования положительного опыта поведения личности; воспитательные возможности и возрастные особенности применения.
- Методы стимулирования в педагогической работе, их воспитательная сущность и возможности в формировании личности.
- Проблема формирования личности в коллективе: понятие коллектива, его признаки, этапы развития, методы управления в теории А.С. Макаренко и педагогике 60-90-х годов.
- Сущность процесса обучения, его основные этапы. Психологические основы процесса обучения и их учет в практической деятельности учителя.
- Функции процесса обучения и их реализация в деятельности учителя.
- Мотивы учения школьников, их влияние на результаты обучения. Пути и методы их формирования.
- Принципы обучения.
- Понятие «содержание образования»; виды образования. Документы, определяющие содержание образования.
- Психолого-педагогические основы проблемного обучения; методические приемы и средства создания проблемной ситуации.
- Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении школьников, формы и методы.
- Репродуктивные методы обучения, их дидактическое значение и особенности применения в преподавании вашего предмета.
- Продуктивные методы обучения (частично-поисковый и исследовательский).
- Домашняя работа школьников, ее особенности и формы.
- Внеурочные формы учебной работы с различными группами школьников, их значение в организации воспитательно-образовательного процесса.
- Характеристика методов устного изложения знаний и особенности их использования в преподавании вашего предмета.
- Наглядные и практические методы обучения.
- Образовательно-воспитательное значение проверки и оценки знаний учащихся в процессе обучения. Виды и формы контроля и оценки.
- Формы организации учебной работы: фронтальная, групповая и индивидуальная (дать характеристику каждой).
- Урок как основная форма организации учебного процесса в школе. Виды и типы уроков.
- Основные требования к современному уроку. Пути его совершенствования.
- Проблема одаренных учащихся противоречия, возникающие в процессе их развития, пути их решения.
- Проблема неуспевающих учащихся: причины и пути решения.
- Система образования России: принципы организации, основные тенденции ее развития. Характеристика разного типа школ (закон РФ об образовании).
- Современная школа зарубежных стран. Характеристика системы образования одной из стран (по выбору).