Транспортные расходы
Сумма этих расходов зависит от условий формирования цен при закупке товаров у поставщиков. При обосновании издержек необходимо исходить из объема реализуемых товаров, завозимых за счет потребительского общества, путем расчета их грузооборота (физического или транспортного).
В некоторых потребительских обществах функционируют потребительские склады, которые предназначены для дальнейшей доставки товаров в отдаленные магазины. В этом случае возникают повторные перевозки, которые в совокупности с физическими представляют транспортный грузооборот.
Определение грузооборота по продуктам питания сложности не представляет. Труднее производить этот расчет по непродовольственным товарам из-за широты их ассортимента и отсутствия учета цены каждой разновидности. Необходимы выборочные наблюдения за отдельными партиями поступающих изделий, транспортными документами и др.
При оплате услуг автомобильных хозяйств используются договорные тарифы за одну тонну груза в зависимости от его классности, расстояния перевозок. Применяются и повременные тарифы за количество часов эксплуатации автомобиле и других средств. При установлении сдельных и повременных тарифов учитываются конкретные условия эксплуатации транспортных средств, в частности организация погрузочно-разгрузочных операций, сервисное обслуживание и т.п.
Приведенные подобные технико-экономические расчеты транспортных расходов могут быть при необходимости упрощены и дополнены использованием результатов их анализа за предыдущие периоды и проектировок на планируемый период.